ГлавнаяО БитлзСостав группыСтюарт Сатклифф

Стюарт Сатклифф

Когда речь заходит об участниках ансамбля Битлз, то мы всегда вспоминаем только четыре всемирно известных имени, и совершенно забываем о тех людях, которые входили в состав группы на заре её становления. Одним из таких людей, так и оставшихся в тени своих именитых коллег, был Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe).

Стюарт родился 23 июня 1940 года в семье служащих. Хотя Сатклифф был человеком творческим, но желания посвятить свою жизнь музыке у него никогда не было. Он больше интересовался живописью, литературой, фильмами и мистической философией. Учась в Ливерпульском колледже искусств, Стюарт познакомился с Джоном Ленноном. Оба вскоре стали близкими друзьями и часто проводили вместе всё своё свободное время. Леннон писал стихи и рассказы, которые захватывали Стюарта. В свою очередь, Джона, поражал интеллект Сатклиффа, глубокие познания в различных областях искусства. Был даже период, когда они вместе снимали жилище. Стюарт присутствовал на репетициях группы, но сам толком не мог ни на чём играть. Джон очень хотел, чтобы его лучший друг присоединился к группе и играл на бас гитаре. Но инструмент для студентов был непозволительной роскошью.

В различных источниках по-разному упоминается случай драки, в которой Стюарт и Джон были избиты хулиганами. Это и понятно, ведь свидетелей тех событий уже давно нет в живых и восстановить до мельчайших подробностей этот эпизод не удаётся. Тем не менее, имеется факт драки, во время которой Стюарт получил черепно-мозговую травму. Считается, что именно этот случай впоследствии и стал для него роковым.

Сатклифф был лучшим учеником в классе, его картины вызывали некоторый интерес. Зимой 1960 года на одной из престижных выставок, организованной Джоном Муром (John Moore), была куплена картина Сатклиффа. Фактически, сам хозяин экспозиции господин Мур после закрытия экспозиции купил этот холст за 65 фунтов стерлингов. Подвернувшийся счастливый случай и настойчивое упорство Леннона послужили тому, что Стюарт таки купил себе бас гитару и присоединился к группе.

Ансамбль стал участвовать в различных конкурсах молодёжных групп. Однако, Стюарт не умел толком играть на своей гитаре. Зачастую он стоял спиной к зрителям, имитируя игру. Когда организаторы конкурсов обращались к группе с просьбой заменить Стюарта на сцене другим музыкантом, Джон резко реагировал на эти предложения фразой типа – либо мы играем полным составом вместе, либо все уходим.

Бытует мнение, что именно Стюарт предложил переименовать ансамбль в The Beetles (Жуки), а Джон заменил в названии одну из букв «e» на «а». До наших дней сохранилось всего несколько домашних репетиционных записей группы с участием Стюарта Сатклиффа, сделанных на дому Пола Маккартни. Профессиональных записей с ним не существует.

Вскоре Стюарт Сатклифф, как полноправный член Битлз, отправился с группой в первую зарубежную гастрольную поездку. 17 августа 1960 года Битлз вышли на сцену гамбургского клуба Индра в следующем составе: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Стюарт Сатклифф, Пит Бест. Играла группа в этом клубе недолго. 4 октября после того, как от жителей квартир, расположенных над клубом посыпались жалобы на сильный шум, Битлз переехали выступать в другой, расположенный по близости клуб – Кайзеркеллер (Kaiserkeller).

Однажды в Кайзеркеллер забрёл Клаус Форман (Klaus Voormann) – студент местного художественного колледжа. Увидев на сцене Битлз, он был просто очарован ими. Через несколько дней Клаус появился в клубе вновь, но уже со своими друзьями по колледжу Юргеном Фольмером (Jürgen Vollmer) и Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr). Друзьям Клауса также понравились бесшабашные Битлз, задорно отбивающие ритмы рок-н-ролла, от которых никто не мог усидеть за своими столиками. Со временем троица познакомилась с музыкантами, а между Астрид и Стюартом завязались очень тёплые отношения. Они оба имели очень много общего во взглядах на жизнь, любили французских импрессионистов, увлекались оккультизмом. Постепенно тесные отношения переросли в любовь.

Юрген и Астрид учились на фотографов. Именно благодаря этим людям мы сегодня имеем те уникальные фотографии, которые сохранили для нас атмосферу самых первых шагов к славе ещё никому тогда неизвестных Битлз.

В декабре 1960 года, когда Битлз возвратились на родину, Стюарт остался жить в Гамбурге с Астрид. Его вновь тянуло к изобразительному искусству. В группе стали понимать, что они «теряют» басиста и Пол Маккартни именно в это время впервые взял в свои руки бас гитару.

Во время своей второй поездки в Гамбург весной 1961 года Битлз стали играть в престижном клубе Топ Тэн (Top Ten) на Рипербане. Стюарт по-прежнему без толку присутствовал на сцене и от этого напряжение в группе только накалялось. Он продолжил играть в группе лишь благодаря тому, что был близким другом Джона, который по старшинству всем верховодил. После завершения 3-х месячного контракта, Битлз отправились домой. На Рождество 1961 года Стюарт приезжал на родину вместе с Астрид, чтобы познакомить свою семью с невестой. Пожениться они собирались летом 1962 года после того, как Стюарт закончит учёбу в художественном колледже. В это время у Стюарта стали усиливаться головокружения и появились сильные головные боли. Очевидно, сказались последствия травмы головы, полученной во время давней драки.

Близкий друг Битлз Хорст Фашер (Horst Fascher) пригласил Битлз вновь в Гамбург на открытие нового заведения под названием Стар-Клуб, которое должно было состояться 13 апреля 1962 года.

Буквально за день до приезда Битлз в Гамбург у Стюарта случился очередной приступ. 10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер буквально на руках своей невесты Астрид от кровоизлияния в мозг.
Битлз узнали о трагической смерти друга сразу по прибытию в Гамбург от Астрид. Похоронен Стюарт у себя на родине.

Несмотря на то, что многие справочные материалы об истории ансамбля Битлз незаслуженно умалчивают имя Стюарта Сатклиффа, он всё же пробыл в группе более 2-х лет и являлся её полноправным участником. Участники ансамбля почтили его память в 1967 году, разместив фотографию Стюарта в общем коллаже знаменитостей на лицевой стороне обложки пластинки «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». В 1995 году другая его фотография была помещена на обложку битловской «Антологии».