ГлавнаяПро БітлзІсторія створення

Історія створення

1956 – 1960

В 50-е годы Великобританию буквально захлестнуло повальное увлечение музыкой скиффл – жанр народного фольклора, в котором использовались одновременно элементы джаза, блюза и кантри. Причём наряду с обычными акустическими инструментами, музыканты зачастую использовали стиральные доски, пилы, бутылки заполненные водой, расчёски, пустые ящики и т.д. Особого таланта или каких-либо музыкальных навыков для того, чтобы играть скиффл не требовалось. Этот стиль музыки был своего рода предшественником рок-н-ролла и очень нравился молодёжи.

Весной 1956 года в английском портовом городе Ливерпуль 15-ти летний подросток по имени Джон Леннон вместе со своими школьными друзьями Питером Шоттоном (Peter Shotton) и Эриком Гриффитсом (Eric Griffiths) организовал скиффл-группу The Quarrymen (дословно «Парни из каменоломни»). На самом деле, в самом названии группы скрывается игра слов от названия школы, в которой учились ребята – Quarry Bank Grammar School.
22 июня 1957 года группа дала свой первый большой концерт, действие которого происходило на улице Розбери-стрит (Rosebery Street). Ансамбль играл, расположившись прямо на открытом кузове грузовика. Спустя ровно две недели, 6 июля 1957 года, состоялось историческое выступление The Quarrymen в парке церкви Святого Петра в Вултоне (St. Peter's Woolton Parish Church). В этот день Джон Леннон познакомился с юным Полом Маккартни. Тот пришёл на концерт The Quarrymen с гитарой и после выступления представился участникам группы. Но прошло ещё немало времени, пока Джон со своими друзьями окончательно решил принять Маккартни в ансамбль. Официальный дебют Пола в группе состоялся на концерте после собрания Клуба консерваторов в Нью-Клабмор-холле (New Clubmoor Hall), расположенном в большом жилом районе Норрис Грин (Norris Green) 18 октября 1957 года. В этот день Джон Леннон и Пол Маккартни впервые выступили вместе на одной сцене. Школьный приятель Пола Маккартни, по имени Джордж Харрисон, был приглашён Полом на концерт группы 6 февраля 1958 года в Уилсон-холле (Wilson Hall). Однако, прошло ещё много дней в спорах и уговорах, пока Джон окончательно сдался, и Джордж тоже был принят в группу. На протяжении всего этого времени состав The Quarrymen постоянно менялся.

14 июля 1958 года The Quarrymen пришли в студию записи Kingston, работающую по принципу «приди и запиши себя сам». С помощью опытных инженеров они сделали свою первую профессиональную запись, которую потом нарезали на ацетатную пластинку. Диск содержал 2 композиции: кавер-версию известной песни Бадди Холли «Вот это будет денёк» (That'll Be The Day) и композицию, написанную Полом Маккартни совместно с Джорджем Харрисоном под названием «Не смотря на всю опасность» (In Spite Of All The Danger). В записи пластинки приняли участие Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Джон Лоу и Колин Хантон. Владельцем единственного оригинального экземпляра этой пластинки на сегодняшний день является сэр Пол Маккартни. Данный диск считается самой дорогой пластинкой за всю историю грамзаписи. Уже в наше время на здании студии была установлена мемориальная доска, а обе композиции отреставрированы и включены в первую часть битловской «Антологии», которая в 1995 году вышла на компакт-дисках, виниловых пластинках и магнитофонных кассетах.

В последующие два года со второй половины 1958-го вплоть до лета 1960 года ансамбль несколько раз менял своё название: «Johnny and the Moondogs», «Long John and the Silver Beatles», «The Beatals», «Silver Beetles» и т.д. Для участия в различных конкурсах ребятам постоянно приходилось придумывать для группы короткие и броские названия. Музыканты продолжали выступать в маленьких клубах, таких как «Касба» (Casbah), «Джакаранда» (Jacaranda) и даже имели небольшой тур по Шотландии в качестве аккомпанирующей группы, но так никем и не были замечены. Вскоре Джон Леннон привёл в группу своего друга по художественному колледжу Стюарта Сатклиффа (Stuart Sutcliffe), которого уговорил на деньги, вырученные от продажи одной из его картин, купить себе бас гитару. А за ударную установку сел сын хозяйки клуба «Касба» Пит Бест (Pete Best).

1960 – 1962

Весной 1960 года Джон Леннон предложил в названии группы слово «beetles», которое переводилось как «жуки», переделать под сочетание «beat» (бит), чтобы тем самым подчеркнуть ритмичный и пульсирующий стиль музыки ансамбля. Вскоре «Silver Beatles» и вовсе стали называться просто «The Beatles» по аналогии с группой Бадди Холли «Сверчки» (Buddy Holly and The Crickets).
Летом 1960 года владелец клуба «Джакаранда» Аллан Уильямс (Allan Williams), поставлявший в Германию ливерпульские группы для работы в ночных клубах Гамбурга, предложил ребятам заключить первый в их жизни серьёзный контакт для работы за границей. 17 августа 1960 года Битлз (The Beatles) вышли на сцену клуба «Индра» (Indra) в следующем составе: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Стюарт Сатклифф, Пит Бест. В общей сложности, группа с августа 1960-го по декабрь 1962-го года приезжала на гастроли в Германию 5 раз.

В первый свой приезд Битлз на протяжении 4-х с половиной месяцев выступали сначала в клубе «Индра», а затем перешли в более просторное помещение клуба «Кайзеркеллер» (Kaiserkeller). Эта первая поездка оказалась для группы несчастливой. Полиция, узнав о том, что Джордж Харрисон ещё не достиг совершеннолетнего возраста, депортировала его на родину. Вслед за ним после обвинения в поджоге помещения, где жили музыканты, из страны были высланы Пол Маккартни и Пит Бест. Последним покинул город в середине декабря 1960 года Джон Леннон. Его друг Стюарт Сатклифф остался в Гамбурге вместе со своей немецкой подругой Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr).
В промежутках между гастрольными поездками в Гамбург, Битлз продолжали выступать у себя на родине в небольших клубах. 21 марта 1961 года они впервые вышли на сцену клуба «Каверн» (The Cavern). В общей сложности группа выходила на сцену этого клуба 292 раза.

Вторая поездка, которая длилась 3 месяца в период с апреля по июнь 1961 года, была более успешной. Группа стала играть в клубе «Топ Тэн» (Top Ten Club) на Рипербане (Reeperbahn). Там они познакомились с уже известным на то время в местных кругах музыкантом Тони Шериданом (Tony Sheridan), который стал их близким другом. Как раз в этот момент известный композитор и продюсер, разыскивающий для фирмы Polydor Records в клубах Гамбурга подающих надежды музыкантов, Берт Кемпферт (Bert Kaempfert) пригласил Тони на прослушивание. В качестве аккомпанирующих Шеридану музыкантов в студию записи были приглашены и Битлз. Всего было записано 10 композиций, две из которых на сегодняшний день считаются утерянными. Наиболее удачные композиции этой сессии в разное время вышли отдельными синглами. Однако, при подготовке первой пластинки звукозаписывающая компания спрятала аккомпанирующую группу по цензурным соображениям (название Beatles оказалось созвучным с немецким ругательством peedles) под названием уже существующего проекта Тони, а именно – Tony Sheridan and The Beat Brothers. Но на самом же деле данный состав музыкантов (за исключением Стюарта Сатклиффа) представлял собой Битлз.

9 ноября 1961 года на одно из выступлений Битлз в клубе «Каверн» заглянул владелец музыкального магазина NEMS Брайан Эпстайн (Brian Epstein). Заглянул он туда не случайно. Накануне один из покупателей поинтересовался у него синглом My Bonnie, который был издан в Германии (тот самый, который Тони Шеридан записал вместе с Битлз). Брайан был обескуражен тем, что в его магазине не хватает этой пластинки. Наведя справки, он был ещё больше удивлён, узнав, что группа записавшая пластинку, из его родного Ливерпуля. Мало того, она ещё и выступает всего в нескольких шагах от его магазина. Постепенно Брайан заразился энергией выступлений Битлз и решил стать их менеджером.

1 января 1962 года Битлз отправились на прослушивание в студию компании DECCA. В этот день были записаны 15 композиций, три из которых были сочинены творческим дуэтом Леннон-Маккартни. Однако, руководство компании нашло группу недостаточно профессиональной и отказало Битлз в подписании контракта о дальнейшем сотрудничестве. Но Брайан Эпстайн на этом не сдался и продолжил оббивать пороги различных компаний.

А тем временем в апреле 1962 года Битлз отправились в свою 3-ю гастрольную поездку в Гамбург. Новый контракт был ещё более выгодным, чем все предыдущие. Он предполагал их выступления в только что открывшемся новом помещении «Стар-Клуба» (Star-Club), а плата за неделю выступлений в этом клубе составляла 500 немецких марок на каждого музыканта. Однако, в самые первые минуты по прибытию в Гамбург ребят ожидала жуткая новость – скончался их друг Стюарт Сатклифф. Перед этим Стюарт долгое время мучился головными болями после травм, полученных ранее, когда на группу напали хулиганы.

С первых же дней своего пребывания в Гамбурге Битлз познакомились с участниками другой ливерпульской группы Рори Сторм и «Ураганы» (Rory Storm and the Hurricanes). Между музыкантами завязалась дружба. Но больше всего времени в компании с Битлз проводил их ударник Ричард Старки (в дальнейшем взявший себе псевдоним Ринго Старр). В августе 1962 года Ринго полностью заменил Пита Беста и стал одним из Битлз. Таким образом, осенью 1962 года уже полностью сформировался классический состав квартета Битлз.

В это время Брайан Эпстайн продемонстрировал записи группы Джорджу Мартину (George Martin) - звукоинженеру компании Parlophone. Записи хоть и не произвели на Мартина большого впечатления, но он был поражён энтузиазму Брайана. Битлз были приглашены в студию для записи своего первого сингла. Пластинка с композициями Love Me Do и P.S. I Love You появилась на прилавках музыкальных магазинов 5 октября 1962 года. Вскоре сингл поднялся на 17-ое место в чарте музыкального журнала Record Retailer и на группу обратили внимание.

1963

Неплохой старт, который взял первый битловский сингл, надо было срочно закрепить и Битлз приступили к записи своей первой долгоиграющей пластинки. Новый музыкальный материал был записан за один день 11 февраля 1963 года в течение нескольких часов. В пластинку также были включены и 2 ранее выпущенные на сингле композиции. Всего в альбом вошло 14 песен, 8 из которых принадлежало авторству Леннон-Маккартни. Альбом «Пожалуйста, порадуй меня» (Please Please Me) поступила в продажу 22 марта. Слушатели, купившие его, были приятно удивлены наличием столь большого количества авторских композиций. Альбом стремительно начал раскупаться и вышел на 1-ое место в британском хит-параде.

Тем временем Битлз совершили свой первый крупный тур по Великобритании и выступили в ряде телевизионных передач. Параллельно с этим они выпустили ещё несколько синглов. Интерес к группе стал резко возрастать по всей стране.

13 октября концерт Битлз в лондонском Палладиуме (Palladium) транслировался по телевидению. В этот день все прилегающие к концертному залу улицы были блокированы фанатами, полностью остановлена работа всего общественного транспорта, а телепередачу посмотрело рекордное количество зрителей – 13 миллионов. Этот день принято считать днём рождения такого явления, как битломания.

С 25 по 29 октября Битлз совершили небольшой зарубежный тур в Швецию. Все их концерты проходили в переполненных залах, многочисленные толпы поклонников сопровождали Битлз повсюду.

22 ноября 1963 года вышел второй альбом – «Вместе с Битлз» (With the Beatles), который также стремительно поднялся на 1-ое место в таблице популярности и продержался на этой позиции 21 неделю.

1964

Битломания перекинулась с Британских островов в Европу. В период с 15 января по 4 февраля Битлз дали 21 концерт в Париже. Именно в гостинице парижского отеля они получили телеграмму о том, что их композиция I Want To Hold Your Hand в Америке заняла 1-ое место в национальном хит-параде.

С 9 по 16 февраля Битлз выступили в Вашингтоне, Нью-Йорке и Майами. Их выступление в программе Эда Салливана (The Ed Sullivan Show) транслировалось по всей Америке. С этого момента битломания стала международным явлением.

В апреле Битлз приступили к съёмке своего первого игрового фильма «Вечер трудного дня» (A Hard Day's Night), премьера которого состоялся 6 июля, а через 4 дня вышел и одноимённый альбом.

Лето прошло в сплошных гастрольных поездках. Кроме выступлений в Дании, Голландии и Швеции, Битлз дали ряд концертов в отдалённых уголках планеты – Гонконге, Австралии и Новой Зеландии.

В августе-сентябре Битлз вновь посетили Американский континент и дали концерты в 24 городах США и Канады. Всю осень группа провела в гастрольных поездках по Англии, Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии, а завершила год серией Рождественских концертов в Лондоне.

Помимо A Hard Day’s Night в течение года Битлз выпустили ещё 4 сингла и 3 мини-альбома, а завершился год выходом 4-ой по счёту их долгоиграющей пластинкой «Битлз на продажу» (Beatles For Sale), которая поступила в продажу 4 декабря.

1965

В начале года Битлз продолжили свои выступления в лондонском зале Одеон (Odeon). Битломания достигла критической отметки, и власти уже не могли умалчивать о всеобщей истерии, захлестнувшей страну. Учитывая заслуги «за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру» в июне Елизавета II собственноручно вручила Битлз ордена Британской империи (Member British Empire). В этом же месяце Битлз совершили небольшой летний тур по Франции, Италии и Испании.

29 июля на экраны вышел второй игровой фильм с участием Битлз «Помогите!» (Help!). Как и в прошлый раз, вслед за фильмом через неделю последовал и выход одноимённого альбома. В новый диск была включена песня удивившая буквально всех. Композиция «Вчера» (Yesterday) нарушала все каноны рок-музыки. С этого момента критики всерьёз заговорили о Битлз, как о профессиональных композиторах и музыкантах.

Вторую половину августа группа провела в очередном, третьем по счёту, североамериканском туре. Битлз дали 16 концертов в 9 городах Америки и в канадском Торонто. Во время этого тура группа установила новый мировой рекорд посещения концертов на открытых площадках – на стадион Ши в Нью-Йорке 15 августа было продано порядка 55600 билетов, что превысило количество посадочных мест.

Осенью Битлз вновь появились в студии, чтобы записать новый альбом. Их музыка значительно усложнилась, тексты стали более осмысленными. Использование новых музыкальных инструментов, таких как ситар, подняли музыкантов на более высокий уровень профессионализма. 3 декабря альбом «Резиновая душа» (Rubber Soul) поступил в продажу и, как и все их предыдущие работы, через неделю возглавил верхнюю строчку хит-парада.

1966

Этот год стал переломным в истории Битлз. Скандал на Филиппинах из-за непреднамеренного оскорбления первой леди страны и неосторожные изречения Джона об Иисусе Христе заставили группу в дальнейшем отказаться от концертной деятельности. Вместе с этим музыка Битлз настолько усложнилась, что её уже невозможно было воспроизводить на концертах. Гастрольные поездки пришлось сократить до минимума. После поездки в Германию, Японию, на Филиппины и в США Битлз 29 августа в Лос-Анджелесе в последний раз предстали перед публикой.

Их очередной альбом «Вращающийся предмет» (Revolver), который поступил в продажу 5 августа, был последним, который содержал набор не связанных между собой песен. Битлз, пригласив в студию других музыкантов, осуществили запись аранжировок на высоком мастерском уровне.

1967

Следующий битловский альбом «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt. Pepper's Lonely Hearst Club Band), который создавался почти полгода, стал настоящей сюитой, объединившей песни в одну общую тему. Аранжировки с использованием множества инструментов и различные сложные технические эффекты во время монтажа записи сделали альбом очень необычным и концептуальным. На конверте пластинки впервые за всю историю музыки появились тексты песен. «Сержант Пеппер», как сокращённо называли альбом, открыл новую веху в истории развития рок-музыки.

25 июня группа приняла участие в телевизионной программе Our World, транслировавшейся через спутниковые каналы на весь мир. В прямом эфире перед 200 миллионной аудиторий зрителей состоялась премьера песни «Всё, что вам нужно – это любовь» (All You Need Is Love), которую Битлз исполнили вместе с другими гостями студии.

27 августа от передозировки лекарств умер Брайан Эпстайн. Смерть менеджера наложила на группу мрачный отпечаток. Последующий фильм и одноимённый мини-альбом «Магическое таинственное путешествие» (Magical Mystery Tour) были отрицательно встречены критиками. Впервые за всю историю группы их новая работа не достигла верхушки чарта.

В самом конце года Битлз решили образовать собственную компанию Apple Records, которая по их замыслам должна была заниматься как их делами, так и оказывать содействие начинающим художникам, модельерам, музыкантам и поэтам.

1968

Леннон и Маккартни продолжали совершенствоваться в совместном написании новых песен. Однако в их работах стала проявляться индивидуальность каждого из них. Пол приносил в студию новый текст, а Джон вносил в него свои изменения. И, наоборот, когда текст был написан Джоном, Пол предлагал свою аранжировку. Джон тяготел к рок-н-роллу, а Пол любил больше лирику. Наряду с этим выросло мастерство и остальных участников группы: Джорджа и Ринго. Их песням стали уделять больше внимания во время записей новых пластинок.

В апреле открылась первая штаб-квартира компании Apple Records, а затем под этим же названием и студия грамзаписи. Самой первой пластинкой, которую издала компания Apple Records, был сингл Hey Jude, который вышел 30 августа. Помимо Битлз, в студии стали записывать и других музыкантов.

17 июля состоялась премьера анимационного фильма «Жёлтая подводная лодка» (Yellow Submarine) для которого Битлз написали несколько новых композиций.

1 ноября Джордж Харрисон первым из битлов выпустил свой сольный альбом. Это был саундтрек к кинофильму «Стена чудес» (Wonderwall).

Наиболее явно индивидуальные качества каждого из четвёрки проявились во время записи двойного альбома «Битлз» (The Beatles) или «Белого альбома», как его ещё называют из-за совершенно белой обложки. Практически все композиции больше напоминали сольное творчество участников группы, нежели монолитность. Комплект из двух пластинок вышел 22 ноября и вернул группе прежний успех, продержавшись на вершине хит-парада 7 недель.

29 ноября Джон Леннон со своей подругой Йоко Оно выпустили сольный альбом, представляющий собой жуткий модернизм, состоящий из эмоциональных возгласов без единого музыкального фрагмента.

1969

3 января Битлз приступили к работе над документальным фильмом под рабочим названием «Вернись» (Get Back). Никакого сценария будущего фильма у них не было, просто велась съёмка всего подряд, что происходило в студии. Напряжение в группе стало нарастать и в первую очередь из-за присутствия в студии женщин. Работа над фильмом шла из рук вон плохо. 30 января группа дала концерт на крыше студии, запись которого также было решено включить в фильм. Но, в конце концов, фильм так и не был завершён.

Тем временем, чтобы не делать больших пауз, компания Apple 17 января выпустила новую пластинку группы. На первой стороне поместили песни Битлз, вошедшие в анимационный фильм Yellow Submarine. На второй стороне разместили оркестровые аранжировки Джорджа Мартина с той же звуковой дорожки фильма. Альбом хоть и продержался Британском хит-параде 10 недель, но поднялся в нём всего лишь на 3-ю позицию.

9 мая Джордж выпустил свой второй сольный альбом Electronic Sound, который так же, как и первая сольная работа Джона, представлял собой мало кому понятный модерн из хаотично набора электронных звуков.

Летом после небольшого перерыва группа вновь собралась в студии для записи нового музыкального материала. Отдохнув и собравшись с новыми силами, Битлз записывали «Монастырскую дорогу» (Abbey Road) – свой последний и, пожалуй, лучший свой альбом. Пластинка вышла 26 сентября и через неделю поднялась на первое место в хит-параде. Группа вновь заиграла, как единый сплочённый коллектив. Но обременённые семейными делами, музыканты вновь решают разойтись.

1970

В марте Ринго Старр выпустил свой первый сольный альбом «Сентиментальное путешествие» (Sentimental Journey), перепев на нём песни других авторов. Вслед за ним в апреле сольный альбом выпустил и Пол Маккартни, назвав его просто McCartney. За неделю до этого Пол заявил, что он уходит из группы.

В апреле 1970 года, уладив все юридические вопросы, Битлз объявили о распаде группы.

Звукоинженер и близкий друг Битлз Фил Спектор (Phil Spector) достал с полки пылившиеся записи, которые Битлз сделали во время съёмок фильма Get Back и попытался привести их в порядок. Он столкнулся с километровыми мотками лент, которые содержали довольно сырой материал. Для придания записям должного звучанию, Фил в некоторых композициях наложил струнные инструменты. Благодаря его кропотливой работе, 8 мая вышел в свет последний официальный альбом Битлз «Пусть будет так» (Let It Be).

1970 – 1980

Считается, что группа прекратила своё существование 10 апреля 1970 года, когда об этом газете Daily Mirror заявил Пол Маккартни. Однако, полностью все отношения были юридически разорваны решением суда значительно позже.

Участники ансамбля хоть и разошлись в разные стороны, но при этом занятие музыкой не забросили. Они продолжали выпускать сольные альбомы, приглашая друг друга для участия в своих собственных проектах. Зачастую в сессии записи включались композиции, написанные ещё во времена Битлз, но по разным причинам так и не изданные во времена существования квартета. До первой половины 1970-го года мы имели один Битлз, а после распада группы, если так можно выразиться, получили сразу четыре Битлз.

В свой первый сольный альбом, который вышел 17 апреля 1970 года Пол Маккартни включил композицию «Хлам» (Junk), написанную ним ещё в 1968 году во время пребывания Битлз в Индии. Группа даже записала её во время сессий звукозаписи альбома Abbey Road, но в окончательный вариант альбома она так и не была включена.

В том же году, Джордж Харрисон для работы над своим новым сольным альбом «Всё должно пройти» (All Things Must Pass), пригласил в студию Ринго Старра и других известных музыкантов, как Билли Престон, Эрик Клэптон, Клаус Форман, Джим Гордон, Алан Уайт... Все они вращались около Битлз в 60-е, поэтому альбом получился с явным «битловским саундом».

Джон Леннон завершил 1970 год выпуском своего сольного проекта John Lennon / Plastic Ono Band в котором также приняли участие Ринго Старр, Клаус Форман и Билли Престон. Следующий его альбом «Представьте» (Imagine) вышел в канун его дня рождения 8 октября 1971 года. Альбом был записан в домашней студии Джона, расположенной в его усадьбе «Титтенхёрст-парк» (Tittenhurst Park). На время работы над альбомом в усадьбе поселился Джордж Харрисон, который исполнил гитарные партии в пяти композициях. Также в записи альбоме приняли участие Клаус Форман, Джим Гордон, Джим Келтнер, Алан Уайт и другие известные музыканты, ранее работавшие с битловской компанией звукозаписи Apple Records. Альбом заметно отличался от предыдущих работ Джона своим мелодизмом и богатыми оркестровками. Imagine, вскоре стал «золотым диском» и продержался 57 недель в списке самых популярных записей Великобритании и США. Сегодня он является «визитной карточкой» музыканта.

Но самое большее количество друзей Битлз собрал Джордж Харрисон во время концерта в пользу народа Бангладеш. Он отправил приглашение всем бывшим битлам, однако, в концерте принял участие только Ринго Старр. Зато в день концерта 1 августа 1971 года Джордж вывел на сцену таких звёзд, как Рави Шанкар, Боб Дилан, Эрик Клэптон, Клаус Форман, Билли Престон, Джим Хорн, Джим Келтнер, Леон Расселл и группу The Band. Во время концерта Джордж исполнил три битловские композиции: While My Guitar Gently Weeps, Here Comes the Sun и Something. А Ринго Старр спел песню It Don't Come Easy, которую написал для него годом раньше Джордж. Ринго вообще довольно крепко дружил с Джорджем и принимал участие в записи последующих студийных альбомов Харрисона Living in the Material World (1973) и Dark Horse (1974). В свою очередь и Харрисон написал много песен для Ринго и играл на его альбомах.

Настоящий взрыв положительных эмоций среди битломанов вызвала информация о том, что в очередном, третьем по счёту, сольном альбоме Ринго примут участие все участники знаменитого квартета. Запись альбома началась 5 марта 1973 года в отделении битловской студии Apple Records, расположенной Лос-Анджелесе. Первым в студии появился Ринго, который записал несколько демонстрационных треков. Буквально через 5 дней к нему присоединился Джордж Харрисон. Он прослушал сделанные накануне записи и подарил Ринго несколько своих собственных произведений, при записи которых подпевал ему и играл на гитаре. Ещё спустя два дня в Лос-Анджелес прилетели Джон и Йоко. Джон преподнёс Ринго композицию собственного сочинения «Я великий» (I'm The Greatest). Сам Джон во время записи этой композиции играл на фортепиано и вместе с Джорджем подпевал Ринго. В записи альбома также приняли участие Клаус Форман, Билли Престон, Джим Келтнер, Гарри Нильссон и другие уже известные по совместным работам с битлами музыканты. Единственным битлом, отсутствовавшим в вышеупомянутой студии, был Пол Маккартни. Но Пол прислал из своей Лондонской студии уже готовую минусовку собственной композиции «Шесть часов» (Six O'Clock). Ринго лишь сделал на неё наложение своего вокала. Таким образом, получился настоящий битловский альбом лишь с той разницей, что везде ведущим вокалистом был Ринго. До сих пор этот альбом, который назвали просто «Ринго» (Ringo) считается самым лучшим в карьере Ринго Старра.

Через год Джон подарил Ринго ещё одну свою композицию – Goodnight Vienna (хоть прямой перевод и звучит как «Спокойной ночи, Вена», но на самом деле, на ливерпульском сленге эта фраза означает «Пора сваливать отсюда»). Эта композиция не только открывала альбом Ринго Старра и закрывала его репризой, но и дала ему название – Goodnight Vienna (1974). Сам Джон в заглавной композиции играл на клавишных и подпевал Ринго. Помимо этого Джон принял участие в записи ещё двух песен на альбоме в качестве гитариста.

На протяжении всего этого времени бывшие участники квартета Битлз постоянно между собой обменивались телефонными звонками и даже встречались лично. Наверняка они обсуждали и вопрос воссоединения квартета, ибо об этом упоминают в своих воспоминаниях многие очевидцы. В Интернете можно найти совместное фото Джона и Пола, датированное 1974 годом. А в художественном фильме Two of us его авторы воссоздали встречу Пола с Джоном в 1976 году. Тем не менее, воссоединение так и не произошло.

Джон Леннон в последний раз «засветился» вместе с Полом Маккартни на записи очередного сольного альбома Ринго под названием Ringo's Rotogravure, который вышел в сентябре 1976 года. Альбом был смикширован из различных сессий звукозаписи, поэтому Джон и Пол между собой не пересекались. Также для этого альбома предоставил свою композицию и Джордж Харрисон, хотя в её записи он участия не принимал.

Несмотря на то, что квартет Битлз фактически прекратил своё существование, фирмы грамзаписи продолжали выпускать новые издания с их песнями. Так в мае 1973 года появились два двойных сборника лучших вещей квартета The Beatles 1962-1966 и The Beatles 1967-1970. Буквально через 3 года вышел ещё один двойной сборник Rock 'N' Roll Music, который включил в себя самые рок-н-ролльные хиты группы. А на следующий год в противовес ему компании грамзаписи выпустили двойной сборник самых лирических песен Битлз под названием Love Songs.

Но самой большой радостью для фанов стали альбомы Live! At the Star-Club in Hamburg, Germany; 1962 и The Beatles at The Hollywood Bowl (выборка из концертов 1964 и 1965 годов), которые содержали ранее неизданные концертные записи ансамбля. Эти архивные записи стали доступны широкой публике лишь в 1977 году.

Одним словом, битломания перенеслась и в 70-е годы, которые лишь подчеркнули прежнее величие Битлз. Разница состояла только лишь в том, что верхние строчки хит-парадов уже занимали их собственные имена. К прискорбному сожалению, трагическая гибель Джона Леннона в декабре 1980 года окончательно положила конец эпохи Битлз.

1981 – 2000

Новое десятилетие началось с того, что бывшие участники квартета собрались вновь, но уже по случаю трагического события. Свой очередной сольный альбом «Где-то в Англии» (Somewhere in England) Джордж Харрисон задумал ещё при жизни Джона Леннона. Однако, трагическое событие заставило его внести коррективы в предстоящий релиз. В новую пластинку был включён трибьют памяти Джона Леннона. Композиция называлась «Все эти годы назад» (All Those Years Ago). В её записи, помимо самого Джорджа, приняли участие Ринго Старр и Пол с Линдой Маккартни.

В том же 1981 году все трое здравствующих битлов приняли участие в записи нового альбома Ринго Старра «Остановись и понюхай розы» (Stop and Smell the Roses). Пол Маккартни принёс в студию сразу две свои песни: Private Property и Attention. Во время их записи он подпевал Ринго вместе с Линдой, играл на басу и пианино. Также Пол принял участие и в записи кавер-версии известной композиции Карла Перкинса. Джордж Харрисон подарил Ринго композицию Wrack My Brain, в которой тоже подпевал Ринго и играл на гитаре. Также он принял участие и в другой композиции, которую в качестве кавера выбрал для своего альбома Ринго. Но не только Ринго оказывали всяческую помощь друзья бывшего квартета. Сам он тоже принимал участие в проектах коллег. В период с 1982-го по 1984 год он записал несколько партий своих ударных для таких альбомов Пола Маккартни, как Tug of War, Pipes of Peace и Give My Regards to Broad Street. Играл в 1987 году и на альбоме Джорджа Харрисона Cloud Nine.

Трое бывших участников квартета Битлз собрались одновременно вместе вновь лишь в 1995 году во время подготовки релиза битловской Антологии, которая затем вышла в различных форматах. Было принято решение создать для неё что-то новое и необычное и непременно с участием Джона. И тут Пол Маккартни вспомнил, что накануне Йоко Оно предоставила ему демонстрационную запись песни Джона «Свободный как птица» (Free as a Bird). Трое бывших участников Битлз доработали запись в студии, наложив на голос Джона инструменты, добавив один куплет и свои голоса поверх оригинальной записи. Получился настоящий битловский трек! Композиция даже была удостоена премии «Грэмми».
Эксперимент получился настолько удачным, что спустя год, при подготовке второй части Антологии, бывшие участники квартета, использовали другую демо-версию Джона – «Реальная любовь» (Real Love). Так в каталоге записей Битлз, спустя четверть столетия после распада квартета, стало на 2 песни больше.
В 1997 году Ринго вновь принял участие в очередном сольном альбоме Пола Маккартни. На этот раз это был «Пылающий пирог» (Flaming Pie), в некоторой степени посвящённый Джону. А через год все трое вновь пересеклись на новом альбоме Ринго под названием «Вертикальный человек» (Vertical Man).

2001 – Настоящее время

29 ноября 2001 года после тяжёлой и продолжительной болезни ушёл из жизни Джордж Харрисон. Не стало ещё одного участника прославленного коллектива.

В 2006 году продюсер Битлз Джордж Мартин и его сын Джайлс смонтировали из старых оригинальных битловских лент саундтрек к цирковому представлению Цирк дю Солей (Cirque du Soleil). В результате старые записи Битлз приобрели совершенно новую жизнь. По мотивам саундтрека был выпущен двойной альбом Love, который послужил новым всплеском интереса к ансамблю.

В 2009 году подобный эксперимент повторили при подготовке звуковых дорожек к музыкальной игре The Beatles: Rock Band, которая сразу завоевала сердца молодёжи.
Сегодня Пол Маккартни и Ринго Старр продолжают гастролировать по всему миру и записывать новые альбомы. Время от времени они пересекаются друг с другом и совместно принимают участие в различных шоу.