ГлавнаяМатериалыСтатьиThe Beatles и феминизм: «Они показали нам, что мы можем быть кем угодно»

The Beatles и феминизм: «Они показали нам, что мы можем быть кем угодно»

16 сентября 2014 - Администратор

Тема это статьи широко рассматривалась в 80-е и 90-е года прошлого века, во время второй волны феминизма, когда некоторые из активисток решили посмотреть, где же корни всех этих народных возмущений.

Одна из ниточек привела их к совершенно неожиданному концу: четверке одинаково стриженных британских парней. А кто бы мог подумать.

На дворе конец 50-х, рок-н-ролл популярен как никогда. Элвис, Билл Хэйли, Кокран слышатся отовсюду, и все они поют примерно об одном: о том, как прекрасна некая девушка, которой лирический герой признается в любви. Он говорит о ней то во втором, то в третьем лице, но суть от этого не меняется. У самого героя нет никаких изъянов: он настоящий мужчина без слабинки, ему нипочем все жизненные перипетии, так что девушка просто обязана обратить на него внимание. Или уже обратила, зависит от песни. Все переживания, какие-то душевные метания — это не по мужской части, они же не хотят быть «как девчонки». Да и кто станет слушать песню, где герой выставит себя каким-то мямлей, вместо идеального несокрушимого рок-н-ролл персонажа, которого все хотят слышать и с которым хотят себя идентифицировать.

Проматываем время до 1965 года. В этом году выходит альбом «Help!» одноименная песня с которого просто не могла существовать еще несколько лет назад. Вся песня — один крик души, признание в собственных слабостях и, собственно, просьба помощи. Выйди она, скажем, в 1959 никто бы ее и слушать не стал. Ну какой парень включит своей девушке такую песню на граммофоне, песню, где поется о том, что и у рок-н-ролльных перцев есть свои потемки в душе? Однако «Help!» выходит уже у мега-популярной группы, ее не могут просто пропустить, и, поначалу, она живет за счет народной любви к исполнителям. А потом вдруг она отходит от их образов и становится той песней, к которой хочется возвращаться в тяжёлые минуты. Такие песни стали вдруг нужны всем, не только «девчонкам».

The Beatles сыграли феминную сторону мужчины, освобождая женский пол от статуса «нытиков». Отныне признаваться в своих страхах можно было всем.

Конечно, это не главное «достижение» The Beatles в плане феминизма (в кавычках — потому что феминистами в период дикой популярности группы они не были). Просто лично мне оно кажется одним из самых любопытных: сегодня сложно представить группу, у которой нет хоть одной песни о том, как горько и одиноко лирическому герою жить на свете.

Массовое движение феминизма началось в Америке в 1960-е годы. Некоторые из первых активисток открыто признавали, что все началось с The Beatles, что именно они сказали женщинам, что те способны на многое. Вроде, с чего бы это? Да, пели они о любви к женщине, но о ней пели все, и всё же упоминания других музыкантов в мемуарах и интервью найти сложновато.

Многие века женщины были объектом сексуализации. Мужчины приходили в бары, кабаре, чтобы посмотреть на танцовщиц, женщины были на всех рекламах (да и до сих пор есть), их объективизировали везде. Словом, мир привык к тому, что масс-медиа ориентируется на мужскую аудиторию, как активную. Женщина — объект, мужчина — потребитель. Мужчина приходит смотреть, как женщина его развлекает. Иногда он приводит с собой другую женщину, той донельзя скучно, потому что на нее никто не рассчитывал.

Включите любой концерт битлов. Что мы видим? Четверо парней на сцене, толпа ревущих девушек на трибунах. Мужчины — объекты, женщины — потребители. Всё ориентировано на них — образы битлов, постановка шоу, фильмы, снятые с четверкой: их снимали, ориентируясь на женскую аудиторию. Женщин услышали и стали производить для них. А они, в свою очередь, впервые не боялись показывать свой энтузиазм. Конечно, не кабаре, но настолько близкое к нему, насколько возможно. Представить такое, допустим, в двадцатые годы очень сложно. Битломания стала женской сексуальной революцией.

Почему The Beatles? Ведь был Элвис Пресли, был Франк Синатра, оба из которых тоже пользовались большой популярностью среди женщин, но не такой.
Четверка выросла в Ливерпуле, вдали от основной шумихи вокруг рок-н-ролла. Да, конечно, они хотели подражать своим кумирам, но они не могли быть ими. Таким образом, особенно в начале карьеры, The Beatles не имели чрезмерно маскулинных образов, как всё тот же Элвис (да стоит только посмотреть на лицо МакКартни, чтобы понять, что маскулинность взяла долгий отпуск).

Когда они еще и сменили свои кожаные косухи на костюмы, то их образы совсем далеко ушли от привычного тогда образа мужчины-рок-звезды. Некоторые фанатки смогли идентифицировать себя с группой (немыслимый раньше поступок!), таким приемом захвата зрительского внимания позже будут пользоваться Дэвид Боуи и Майкл Джексон. Именно возможность самоидентификации породила еще один прорыв: внезапно, девушки перестали хотеть быть со своими кумирами. Они захотели быть ими.

Даже если отбросить самоидентификацию, многим девушкам намного легче было полюбить почти андрогинного певца, чем чересчур маскулинного, вызывающего подсознательный страх. Не только костюмы, но и прически, частое использование фальцета тоже играли на руку.

Еще одним фактором, по которому The Beatles выигрывали у Элвиса и Синатры, была, собственно, группа. Исследователи считают, что в то время как мужчины стремятся установить главенство, женщин больше устраивает совместная работа. У Битлов абсолютно отсутствовала иерархия, не было фронтмена, не было бэк-вокала: все пели, каждый играл на своем инструменте.

От слов к действиям. Итак, с картинкой мы определились, но что же четверка всё-таки сделала? Для начала (в буквальном смысле начала, мы говорим о 1960-61 годах), они записали множество каверов на... женские группы. Тогда о женских рок-н-ролл группах мало кто знал, да и состояли они из старшеклассниц, так что ничего выдающегося не написали, однако ж битлы упорно пели кавер за кавером, более того, совершая безумную по тем временам вещь, из-за которой эти каверы не играли по радио, и они остались малоизвестными: иногда они не меняли местоимения. Пела девочка-подросток: «Люблю его, а он в мою сторону не смотрит», а потом те же слова пел Джон Леннон. В тех каверах, которые вошли в альбомы местоимения они-таки поменяли, но это не изменило настроения главного героя: мужской лирический герой пел о своих чувствах, которые были абсолютно соотносимы с женскими (потому что написаны были как женские).

Песни популярных в то время певцов показывали женщин как объекты, причем сказано об этом было прямым текстом. Например, Dion поет о том, что он всю жизнь крутится около девушек, меняя одну за другой, а те не знают даже его имени. Хуже того, даже женщины пели о тех же отношениях, вот слова одной из песен:

Если хочешь причинить кому-то боль, причини её мне,
Если надо, я буду просто игрушкой,
Я знаю, ты уйдешь, но хоть немного побудешь со мной.

Неудивительно, что на таком фоне даже ранние песни The Beatles были глотком свежего воздуха. Если спросить любого парня-битломана насчет лучших альбомов четверки (что сейчас, что в шестидесятых), он сразу отмахнется от раннего творчества, назвав его «сопливыми песенками для девчонок». Меж тем эти «сопливые песенки» совершили чуть ли не революцию.

Итак, битлы феминизировали поп-культуру, привнеся в нее взгляд «с другой стороны», открывая новые горизонты миллионам девушек, сами того не зная, начав вторую волну феминизма, которая прокатится по всему земному шару.

А теперь мне хотелось бы рассмотреть две песни, которые особенно ярко выражают новационные в то время феминистические тексты The Beatles.

Первая: She Loves You (1963) Это песня необычна не только своим третьим лицом; это песня-совет, форма, часто использовавшаяся женскими группами, у которых битлы научились за время каверов. Что здесь примечательно, так это признание вины героя, а не героини, и призыв извиниться. Это очень подходит под идеи второй волны феминизма, когда одной из главных задач был уход от гендерных стереотипов. Вообще в песнях The Beatles женщины выступают не как идеальные куклы ранних рок-н-ролльных песен, а как живые люди, со своими недостатками и достоинствами.

Одним из лучших образцов смелости текстов ливерпульской четверки, конечно, является Norwegian Wood (Rubber Soul, 1965). Эту песню я люблю не только из-за волшебной партии Джорджа на ситаре. Вдумайтесь в текст: песня повествует о парне, которого пригласила к себе девушка. Сначала, она предложила ему присесть, хотя сесть у нее негде, ему пришлось расположиться на ковре. Потом она налила ему вина, они разговаривали до двух ночи, а затем она объявила о том, что пора и в кровать. И только слушатель начинает ухмыляться, как девушка сообщает, что завтра ей на работу и уходит спать одна. Герою приходится спать в ванной, а просыпается он уже в пустой квартире, и от злости поджигает мебель. По нынешним меркам ничего провокационного — ну да, провела она его, но так ли уж редко это случается?

Напомню, эта песня написана в середине шестидесятых, так что нужно сделать множество замечаний. Начнем с факта наличия работы у девушки. В то время такое явление как «работающая женщина» только начало появляться, а еще десятилетием назад, если кто-то говорил про работающую женщину, то подразумевал проститутку. Других работ у представительниц женского пола быть просто не могло. В песне мы видим самостоятельную девушку, которая не просто работает, а зарабатывает достаточно, чтобы жить одной и содержать себя. Её мебель из норвежского дерева, это не элитный материал, но и не дешевка.
Далее, героиня приглашает к себе мужчину — очень вызывающий поступок. Девушкам полагалось сидеть дома и ждать приглашений, а не водить к себе кого попало. Мало того, она предлагает ему вина, ведет себя довольно развязно, а потом еще и намекает на постель (только чтобы через секунду разрушить все ожидания).

Леннон в своей песне рисует нам стереотипный, но верибельный образ феминистки тех лет. И пусть тогда он еще был против феминистического движения (в семидесятые он будет его яростно поддерживать, не без влияния Йоко Оно, но до этого времени нужно дожить), что и выразилось в гневе лирического героя в конце, этот образ попал в песню на альбоме, который раскупали миллионами. О таких женщинах услышали, о том, что так тоже можно, узнали.

По статистике, в 57% студийных песен The Beatles лидером в отношениях является женщина. Еще в 31% отношения абсолютно равноправны. Цифры говорят сами за себя: они действительно показали девушкам шестидесятых, что те могут быть кем угодно.

Автор: Дарья Гордеева (BritishWave.ru)

Рейтинг: 0Голосов: 0956 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!