ГлавнаяМатериалыИнтервьюДжордж Харрисон: Интервью Мукунде Госвами (1982)

Джордж Харрисон: Интервью Мукунде Госвами (1982)

10 июля 2014 - Администратор

Автор: Мукунда Госвами

Летом 1969 года еще до распада самой популярной группы всех времен и народов Джордж Харрисон выпустил сингл, ставший хитом. Он назывался «Харе Кришна мантра». Джордж записал его вместе с преданными лондонского храма Радхи-Кришны.

Вскоре эта мелодия заняла первое место в лучшей десятке в Англии, Европе, и некоторых частях Азии. Слова Харе Кришна вошли тогда в обиход - особенно в Англии. Би-би-си показывало преданных, или «Харе Кришна чантерс», как их там называли, по четыре раза в самой популярной телевизионной программе «Top of the Pops».

В то же время за пять тысяч миль оттуда в комнате монреальского отеля несколько бритоголовых людей в шафрановых одеждах и несколько женщин в сари пели вместе с Джоном Ленноном и Йоко Оно песню «Give Peace A Chance». Преданные гостили у Леннона несколько дней и разговаривали о мире и самопознании. Благодаря этому люди по всему миру стали считать преданных сторонниками более простого, радостного и мирного образа жизни. Даже спустя пятнадцать лет в жизни бывшего битла Джорджа Харрисона маха-мантра Харе Кришна играет не последнюю роль.

Эта беседа была записана дома у Джорджа, в Англии, 4 сентября 1982 года. Джордж поделился тогда с Мукундой Госвами своим опытом повторения Харе Кришна мантры. Он подробно рассказал о своем понимании этого, о том, что побудило его выпустить пластинку «Харе Кришна Мантра», «My Sweet Lord» и такие альбомы как «All Things Must Pass» и «Living in the Material World», написанные под влиянием мантры и философии. Джордж с признательностью и любовью говорит о своем общении с А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей (духовным учителем) движения Харе Кришна. Джордж рассказывает о своем понимании движения Харе Кришна, музыки, йоги, реинкарнации, кармы, души, Бога и христианства. В беседе он вспоминает о своей поездки во Вриндаван, где родился Господь Кришна, в Индию, родину маха-мантры Харе Кришна. А также о том, как относятся к мантре, распространившейся в наши дни по всему миру многие его друзья-знаменитости.

Chant and Be Happy

— Часто вы говорите о себе, как о переодетом преданном, кабинетном йоге. В своих песнях вы рассказываете людям по всему миру о повторении мантры. Расскажите, что вы думаете об этом? Как вы впервые встретились с Кришной?

Джордж Харрисон: Все произошло благодаря моей поездке в Индию. К тому времени, как Движение сознания Кришны появилось в Англии (в 1969 году), мы с Джоном уже знали об альбоме Прабхупады «Сознание Кришны». Мы много слушали его и нам очень нравилось. Это было впервые, когда я услышал Харе Кришна маха-мантру.

— Вы с Джоном слушали пластинку Шрилы Прабхупады и сами повторяли мантру, но еще не встречали преданных. Когда Гурудаса, Шьямасундара и я (первые преданные из Америки в Англии), приехали, чтобы открыть храм в Лондоне, вы помогли арендовать первый храм в Лондоне, купили для нас Мэнор [Бхактиведанта Мэнор, поместье в 17 акров, пожертвовано ИСККОНу Джорджем в 1973 году]. Это дало возможность сотням тысяч людей узнать о сознании Кришны. Кроме того, вы финансировали первое издание книги «Кришна». Вы совсем мало нас знали. Как это на вас повлияло?

Джордж Харрисон: Я всегда чувствовал себя рядом с Кришной как дома. Это всегда было частью меня. Думаю, у меня это с прошлой жизни. Ваш приезд в Англию был чем-то вроде детали в мозаике, которой не хватало, чтобы картинка стала законченной. Понемногу это мозаика собиралась, и когда вы приехали в Лондон, я сразу откликнулся. Нужно смотреть правде в глаза. Я подумал, что лучше мне оставаться с этими людьми, чем с какими-то другими. Вот так. То есть я предпочел бы быть преданным Бога, а не так называемым «святым» или «нормальным» человеком, который совершенно не понимает, что он - духовное существо, что у него есть душа. Я себя очень хорошо чувствовал с преданными, как со старыми знакомыми. Все было так естественно.

— Джордж, Вы были одним из «Битлз» - несомненно, одной из величайших групп в истории, которая повлияла не только на музыку, но и на целое поколение. После распада группы вы вышли на сольную сцену с такими альбомами как «All Things Must Pass», который держался на первом месте в течение семи недель. Сингл «Give Me Love» находился на первом месте в Америке в течение двух месяцев. Затем был альбом «Living In The Material World», он стал первым номером в «Билборде» на шесть недель. Феноменальный успех имел и концерт для Бангладеша, в котором приняли участие Ринго Старр, Эрик Клэптон, Боб Дилан, Леон Рассел и Билли Престон. Альбом и фильм стали самым успешным проектом в истории рока. У вас был материальный успех. Вы побывали везде и все повидали, но тем не менее вы находились в духовном поиске. Что заставило вас начать ваше духовное путешествие?

Джордж Харрисон: Это произошло уже после успеха в 60-х. Мы виделись со множеством людей, встреча с которыми считалась весьма ценной. Но потом выяснялось, что ничего ценного в этом нет. У нас было больше, чем у кого-либо еще хитов, и делали мы это лучше, чем другие. Вот если залезть на высокую стену, а затем посмотреть вниз и увидеть, что там, внизу, гораздо больше людей. Я почувствовал, что в этом мой долг - сказать: «Может быть вы думаете, что все, что вам нужно - быть богатым и знаменитым, но на самом деле это не так».

— Джордж, недавно вышла ваша автобиография «I Me Mine», и вы рассказываете, что песня «Awaiting On You All» посвящена джапа-йоге (повторению мантры на четках). Вы объяснили, что мантра - это «мистическая энергия, заключенная в оболочку звука», и что «каждая мантра содержит определенную силу в вибрации». Но из всех мантр «в этот век маха-мантра описывается как наиболее простой и короткий путь к осознанию Бога». Вы практиковали бхакти-йогу. Что вы ощущали при повторении мантры?

Джордж Харрисон: Прабхупада однажды сказал мне, что мы должны просто продолжать повторять насколько можно больше. Когда вы сделаете это один раз, вы поймете, какое благо получаете. То, что вы получаете при повторении мантры, - это блаженство, или духовное счастье, вкус которого намного выше любого счастья в этом материальном мире. Поэтому я говорю, что чем больше делаешь это, тем сильнее не хочется останавливаться. Потому что это так замечательно и умиротворяюще.

— Что это за мантра, которая приносит такое чувство мира и счастья?

Джордж Харрисон: Слово «Харе» означает внутреннюю энергию Господа. Мантра неотлична от Самого Бога. Бог - это все счастье, все блаженство. Повторяя Его имена, мы связываемся с ним. Это процесс, который дает возможность по-настоящему понять Бога. Он основан на повторении мантры. Я написал в предисловии к книге Прабхупады «Кришна» несколько лет назад: «Если Бог существует, то я хочу увидеть Его. Невозможно без доказательств поверить во чтo-то. Поэтому сознание Кришны, медитация - способ, с помощью которого можно поистине увидеть Бога.»

— И как быстро это можно сделать?

Джордж Харрисон: Конечно же за пять минут вы ничего не достигнете. Требуется время. Но этот путь ведет к Богу, он помогает очиститься и понять, что такое естественное, вечное состояние сознания.

Джон Леннон и Мантра

— Повторял ли еще кто-нибудь из «Битлз» мантру?

Джордж Харрисон: Еще до встречи с Прабхупадой и преданными я купил альбом, который Прабхупада записал в Нью-Йорке. Мы с Джоном слушали его. Помню, как мы с Джоном нескролько дней плавали среди Греческих островов, играли на гавайских гитарах, банджо, и пели мантру. Мы пели шесть часов подряд, начав, мы уже не могли остановиться. Когда мы останавливались, то казалось, что выключается свет. Доходило даже до того, что у нас начинало болеть горло, потому что мы все пели снова и снова. Мы ощущали подьем; это для нас было самое счастливое время.

— Знаете, недавно я видел запись, которую нам прислали из Канады. Там Джон и Йоко Оно записывают песню «Give Peace A Chance». Там, в номере отеля королевы Елизаветы в Монреале, пять-шесть преданных пели и играли на караталах и мридангах. Джон и Йоко пели в той песне мантру Харе Кришна. Было это в мае 1969 года. А три месяца спустя Шрила Прабхупада уже гостил целый месяц в их доме под Лондоном. В то время Джон находился в духовном поиске, а Прабхупада объяснял путь мира и освобождения. Он говорил о вечной природе души, карме, перевоплощении - темах, описанных в Ведической литературе. Хотя Джон никогда не считал Харе Кришна важной частью своей жизни, он отразил философию сознания Кришны в своей песне «Instant Karma» через год после беседы с Прабхупадой. Так в чем же разница между повторением Харе Кришны и медитацией?

Джордж Харрисон: На самом деле это то же, что и медитация, но, как мне кажется, более эффективный способ. То есть, даже если вы откладываете четки, то можете повторять или петь мантру без них. Разница между молчаливой медитацией и повторением в том, что безмолвная медитация зависит от сосредоточенности, а когда вы повторяете мантру, это более близкая связь с Богом.

— Что вы чувствуете после длительного повторения мантры?

Джордж Харрисон: При моем образе жизни иногда появляется возможность по-настоящему заняться этой практикой. И чем больше повторяешь, тем труднее остановиться. И не хочется терять даруемое ощущение. Например, однажды я повторял мантру по дороге из Франции в Португалию. Я был в пути около двадцати трех часов и непрерывно повторял мантру. Она дает чувство защищенности, непобедимости. Самое забавное, что я не знал даже, куда направляюсь. То есть хотя у меня была карта и примерное представление о том, куда еду, но ни французского, ни испанского, ни португальского я не знал. Но тогда ничто не имело для меня большого значения. Когда начинаешь повторять мантру, все становится трансцендентным.

— Из Вед мы знаем, что поскольку Бог - абсолютен, то нет разницы между Ним и Его святым именем. Имя и есть Бог. Вы ощутили это, когда только начали повторять?

Джордж Харрисон: Чтобы понять или же осознать, что между Ним и Его именем нет разницы, нужно время, чтобы решить задачку - где же Он. Сначала думаешь: «Неужели Он где-то рядом?» А потом понимаешь: «Он прямо здесь!» Это дело практики. Поэтому, когда я говорю, что вижу Бога, то необязательно вижу изначальную форму Кришны, в которой он приходил пять тысяч лет назад, танцевал и играл на флейте. Конечно, это было бы неплохо, и в принципе это возможно. Когда очищаешься, то можешь увидеть Его таким. Лично. Но можно просто чувствовать Его присутствие. Знать, что когда повторяешь святые имена, Он присутствует лично.

— Не могли бы вы припомнить какой–нибудь случай, когда вы реально осознавали присутствие Бога во время повторения мантры?

Джордж Харрисон: Однажды я летел в самолете и попал в сильную грозу. Молния попадала в наш «Боинг 707» три раза. Самолет был готов перенестись в списки «пропавших без вести». Мне даже казалось, что хвост у самолета отвалился. Я добирался тогда из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы организовать концерт для Бангладеша. Когда самолет начало подкидывать, как при посадке, я стал повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Все продолжалось примерно полтора или два часа. Самолет прошел вниз тысячу футов и попал в самую грозу. Свет погас. Были постоянные вспышки вокруг. Все ужасно перепугались. Я уперся ногами в переднее сиденье, затянулся пристяжным ремнем, вжался в кресло и начал вопить Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе во всю глотку. Питер Селлерс тоже рассказывал о том, как повторение Харе Кришна спасло его в воздушной катастрофе.

Практика медитации

— Маха-мантра предписана людям этого века так как современный мир быстро меняется. И даже если человеку удается устроиться в тихом месте, успокоить ум очень сложно.

Джордж Харрисон: Да, это так. Повторение мантры это такая медитация, которую можно практиковать, даже если ум беспокойный. Можно даже совмещать это с чем-то. В этом вся прелесть. В моей жизни мне очень часто помогает мантра. Она помогает не уходить от реальности. Чем больше вы сидите на одном месте и повторяете ее, чем больше предложенных благовоний вы зажигаете в этой комнате, тем больше вибрация очищается, тем скорее вы достигаете цели, то есть помните о Боге как можно больше. Когда обращаешься к Нему с мантрой, это по-настоящему работает.

— Что еще помогает Вам сосредоточить ум на Боге?

Джордж Харрисон: Какие-то вещи, которые напоминают о Нем. Например, благовония или картины. Недавно на стене своей студии я увидел небольшое фото, на которой были вы, Гурудаса и Шьямасундара. Я увидел преданных и это заставило меня думать о Кришне. Думаю, что в этом предназначение преданных - напоминать людям о Боге.

— Как часто вы повторяете мантру?

Джордж Харрисон: Всегда, когда есть возможность.

— Однажды вы спросили Прабхупаду о стихе из Вед, который он цитировал. О том, что когда человек повторяет святое имя Кришны, Кришна танцует на кончике его языка, и нужно иметь тысячи ушей и ртов, чтобы понять значение святого имени.

Джордж Харрисон: Да, он говорил о понимании того, что нет разницы между Ним, стоящим прямо перед вами, и Его именем. В этом истинная красота повторения мантры - непосредственная связь с Богом. Я не сомневаюсь, что от повторения слова «Кришна», Он Сам может прийти и начать танцевать на языке. Самое главное - сохранять связь с Богом.

— Вы пользуетесь четками?

Джордж Харрисон: Да. У меня есть четки. Помню, как достал их, они были просто грубым бугристым деревом, и я рад, что сейчас от повторения мантры они стали гладкими.

— Вы держите их в мешочке?

Джордж Харрисон: Да. Мне очень нравится касаться четок. Это помогает удерживать еще одно из чувств в связи с Богом. Четки в этом смысле помогают. Знаете, у меня был период, когда я увлекался повторением мантры и все время держал руку в мешочке. И уставал от вопросов типа: «Ты что, поранил руку, или сломал?» В конце концов я стал отвечать: «Да, да. Я попал в аварию». Потому что это проще, чем все объяснять. Еще четки помогают успокоить нервы.

— Некоторые говорят, что если все на планете будут повторять Харе Кришна, они не смогут сосредоточиться на своей работе. Другими словами, если все будут повторять мантру, мир остановится. И заводы прекратят работать.

Джордж Харрисон: Нет. От мантры вы не перестанете быть творческим и не станете менее производительным. Мантра помогает сосредотачиваться. Думаю, что можно даже сделать такую рекламу: все рабочие фабрики Форда в Детройте повторяют Харе Кришна и при этом прикручивают колеса. Это было бы чудесно. Это помогло бы автомобильной промышленности, стало бы больше приличных машин.

— А что ты скажешь об остальных «Битлз»? Как они отнеслись к тому, что ты присоединился к движению сознания Кришны? Какова была их реакция? К тому времени все вы уже побывали в Индии, и все вы очень стремились к духовному. Шьямасундара говорил, что, когда он однажды завтракал с тобой и остальными «Битлз», и они были довольно почтительны с ним.

Джордж Харрисон: О, да! Если бы «знаменитая четверка» не добилась этого, то есть, если бы они не нашли общий язык с бритоголовыми кришнаитами, все бы было совершенно безнадежно! (Смех.) Но преданные начали общаться со мной, и в результате, когда появлялся кто-нибудь в оранжевой одежде и с бритой головой, люди уже не думали: «А это кто такие?» - они говорили: «А, это знакомые Джорджа».

— Ты всегда чувствовал себя хорошо среди преданных?

Джордж Харрисон: Шьямасундара понравился мне с первой же встречи. Мы подружились. Я прочитал о приезде Прабхупады из Индии в Бостон на обратной стороне его пластинки, и я знал, что Шьямасундара и все вы одного возраста со мной, и что единственная разница между нами в том, что вы уже присоединились к движению, а я - нет. Я был участником рок-группы, но я не испытывал никакого страха, потому что уже видел в Индии дхоти, которые вы носите, шафрановые одежды и бритые головы. Движение сознания Кришны особенно пришлось мне по душе, потому что я понял, что совсем необязательно брить голову, переселяться в храм и посвящать этому все свое время. Это было нечто духовное, что согласовывалось с моим стилем жизни. Оставаясь музыкантом, я просто изменил свое сознание - вот и все.

— Мы очень много говорили с тобой о джапе, или индивидуальном повторении святых имен, к которому обращается большинство людей, практикующих этот метод. Но существует и другой вид повторения - киртан - при котором поют вместе - в храме или на улице. Киртан более эффективен, - это что-то вроде подзарядки духовных аккумуляторов, и вдобавок к этому он дает и другим людям возможность услышать святые имена и очиститься. Я был со Шрилой Прабхупадой, когда он в 1966 году с группой людей начал петь мантру в парке Томркинс-Сквер, расположенном в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Туда обычно приходил поэт Аллан Гинсберг; он подолгу пел с нами и играл на своей фисгармонии. Множество людей приходило послушать пение. А затем, вернувшись в храм, Прабхупада читал обычно лекции по «Бхагавад- гите».

Джордж Харрисон: Да, при посещении храма и совместном пении вибрация оказывает более сильное воздействие. Одним легче начать повторять мантру на четках в толпе, а другие лучше чувствуют себя, когда поют мантру в храме. Задача общества сознания Кришны - настроить людей так, чтобы они ощущали Бога всеми своими чувствами, а не так, чтобы они «ощущали» Его коленями, стоя на коленях на жесткой деревянной скамеечке в церкви по воскресеньям. Когда вы придете в храм, вы увидите изображение Бога, увидите Господа в виде мурти и услышите Его в мантре. Так приходит понимание того, как все чувства можно использовать для познания Бога; и еще больше привлекаешься этим, когда смотришь на изображения, слышишь мантру, вдыхаешь аромат благовоний и цветов и т.д. Все это делает ваше движение очень привлекательным. Оно включает в себя все: пение, танцы, философию, прасад (это вегетарианская пища, предложенная Богу). Музыка и танцы также очень важны, как и все остальное, это не просто освобождение от лишней энергии.

— Всегда, когда мы поем на улице, люди толпятся вокруг нас и слушают с большим интересом. Многие отбивают ногой такт или танцуют вместе с нами.

Джордж Харрисон: Звук каратал (тарелочек) - это великолепно! Когда я слышу его за несколько кварталов, - это похоже на волшебство - что-то пробуждается во мне. Люди пробуждаются в духовном отношении, сами не понимая, что происходит. Разумеется, в другом - в вашем - смысле, киртана продолжается всегда, независимо от того, слышим мы ее или нет. Сейчас группа санкиртаны стала обычным зрелищем на западе. Я испытываю радость, когда вижу группы санкиртаны, так как мне нравится сама идея: преданные выходят на улицу и поют в толпе, каждому давая возможность все вспомнить. Я написал во вступлении к вашей книге: «Кришну ищут все. Не каждый осознает это, но ищут все. Кришна - Бог...и, повторяя Его святые имена, преданный быстро развивает в себе сознание Бога».

— Ты знаешь, Шрила Прабхупада часто говорил, что после того, как откроется множество храмов, люди начнут петь Харе Кришна у себя дома, и сейчас мы видим, что это сбывается. Наше общество очень многочисленно - оно насчитывает миллионы людей во всем мире. Пение на улицах, книги, храмы - все это предназначено для того, чтобы помочь людям и познакомить их с этим методом.

Джордж Харрисон: По-моему, прекрасно, что люди начинают петь Харе Кришна дома. Сейчас во многих домах поклоняются Кришне. Множество людей только и ждут этого, и если это не придет к ним сегодня, то придет завтра, или на следующей неделе, или через год. Мысленно возвращаясь в 60-е годы, я вспоминаю, что мы старались во весь голос говорить о том, что нас увлекло. Мне тогда открылись некоторые истины, и был период, когда я был в таком восторге от своих открытий, что хотел кричать и рассказывать о них всем и каждому. Но всему свое время. Время кричать, и время молчать. В семидесятые годы многие, посвятившие себя духовной жизни, уединились от общества, но их можно встретить в каких-нибудь закоулках или в сельской местности. По своему облику они ничем не отличаются от простых обывателей, но на самом деле это люди, занимающиеся медитацией и повторяющие святые имена, это - преданные по своей внутренней сути. Движение Прабхупады сейчас процветает. Оно становится все более массовым, и количество людей, примыкающих к нему, растет со скоростью пожара. Я не знаю, когда наступит Золотой век, когда все будут жить в согласии с волей Бога, но благодаря Прабхупаде учение о сознании Кришны распространилось за последние шестнадцать лет быстрее, чем за весь период после прихода Господа Чаитаньи в 16 веке (Кришна, пришел на Землю как великий святой, он приобщал людей к пению Харе Кришна и основал движение Харе Кришна). За более короткий срок мантра стала известна большему количеству людей, и ваше движение становится все более и более многочисленным. Было бы замечательно, если бы все начали повторять святые имена. Это для всех было бы благом. Совсем неважно сколько денег вы зарабатываете, деньги не всегда приносят счастье. Вы должны быть счастливы, несмотря на те проблемы, которые стоят перед вами. Не надо очень переживать из-за них, просто повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе.

Пластинка «Харе Кришна Мантра»

— В 1969 году ты записал сингл «Харе Кришна Мантра», который вскоре стал очень популярен во многих странах. Эта песня позже вошла в альбом преданных из храма Радхи-Кришны, который ты записал на студии «Эппл», а фирма «Кэпитол Рекордз» выпустила его в Америке. Многие люди, работавшие в области звукозаписи, были удивлены тем, что ты пишешь песни для кришнаитов и поешь с ними. Почему ты занялся этим?

Джордж Харрисон: Все это - просто один из видов служения, не так ли? Духовного служения, - которое в том и заключается: постараться сделать так, чтобы мантра стала известна всему миру. Кроме того, я хочу, чтобы положение преданных в Англии и других странах было более прочным.

— Как ты соотносишь свою работу над записью на пластинку преданных, поющих Харе Кришна, с работой над пластинками, записанными тобой совместно с такими рок-музыкантами, как Джекки Ломакс, Сплинтер и Билли Престон?

Джордж Харрисон: Это совершенно разные вещи, которые не имеют друг с другом ничего общего. В работе над пластинкой «Харе Кришна» было гораздо больше смысла, здесь было меньше возможностей заработать на этом деньги, но эта работа приносила большее удовлетворение. К тому же я сознавал, какие при этом открываются возможности и какие последствия будет иметь запись мантры, длящаяся три с половиной минуты. Эта работа была гораздо интересней той, когда из кожи лезешь вон, чтобы записать диск, который стал бы популярен у любителей поп-музыки. Было такое чувство, что ты используешь все профессиональное мастерство в духовном служении Кришне.

— Как ты считаешь, каково было воздействие песни «Харе Кришна Мантра» на мировое сознание, ведь ее услышали миллионы людей?

Джордж Харрисон: Хочу надеяться, что был определенный эффект. Ведь в конечном счете звук - это Бог.

— Когда фирма звукозаписи «Эппл» созвала пресс-конференцию с целью рекламы этой пластинки, похоже, журналисты были шокированы тем, что ты говоришь о душе и Боге, как об очень важных вещах.

Джордж Харрисон: Мне казалось, что это очень важно - говорить ясно и недвусмысленно и рассказать им об этом... Понимаешь, - выйти из «подполья» и на самом деле рассказать им. Нельзя делать вид, что ничего не знаешь, когда тебе открылась истина. Я подумал: сейчас - космический век, когда существуют самолеты и тому подобное, - и если каждый может совершить кругосветное путешествие в свой отпуск, почему же мантра не может преодолевать расстояния? И идея состояла в том, чтобы попытаться дать обществу духовную пищу. После того, как я уговорил фирму «Эппл» записать вас, когда пластинка была выпущена, и после того, как мы постарались сделать все возможное, чтобы она быстрее разошлась, мы поняли, что она станет очень популярна. И момент, когда я увидел вас в передаче Би-Би-Си, был поистине одним из самых важных и волнующих в моей жизни. Я не мог в это поверить. Попасть в эту программу довольно трудно: в нее включают лишь тех, кто вошел в двадцатку лучших. Это было подобно глотку свежего воздуха. Моя уловка заключалась в том, чтобы сделать запись мантры продолжительностью звучания три с половиной минуты, с тем, чтобы они проиграли ее по радио, - и это сработало. Я записал партию гитары и фисгармонии для этой пластинки на студии «Эбби Роуд» перед одной из репетиций «Битлз» и затем наложением записал партию бас- гитары. Я помню, как на студию приехали Пол Маккартни и его жена Линда и они с удовольствием слушали мантру.

— Пол и сейчас очень хорошо относится к нам.

Джордж Харрисон: Это замечательно. Она, похоже, и сейчас звучит очень неплохо, хотя прошло столько лет.

— Вскоре после выхода пластинки Джон Леннон сказал мне, что ее проиграли во время антракта перед началом концерта Боба Дилана на острове Уайт, который состоялся летом 1969 года, и в котором принимали участие Джими Хендрикс, «Муди Блюз» и Джо Кокер.

Джордж Харрисон: Ее проиграли, когда готовилась сцена для выступления Боба Дилана. Это было великолепно. Помимо всего, сама мелодия была красивой, и людям совсем не нужно было знать, что это означает, чтобы наслаждаться ей. Мне было очень приятно, когда я услышал, что эта песня имеет успех.

— Каково твое мнение о технической стороне записи и вокале?

Джордж Харрисон: У Ямуны, певицы, исполняющей главные партии, от природы замечательный голос. Мне очень понравилось ее пение, оно было убедительным. Она пела так, как будто уже много раз пела это прежде. Не было похоже на то, что она впервые пела на эту мелодию. Ты знаешь, я пел мантру задолго до встречи с преданными и Прабхупадой, потому что, по крайней мере, за два года до этого я приобрел его пластинку. Когда чем-то открываешь свое сердце, то становишься словно маяком, и это «что-то» идет к тебе, привлеченное твоим светом. Когда я впервые услышал воспевание святого имени, в моем подсознании словно распахнулась какая-то дверь. Может быть, это связано с моей предыдущей жизнью.

— В стихах песни «Awaiting Of You All» из альбома «All Things Must Pass» ты без обиняков говоришь людям, что, повторяя имена Бога, они могут достичь освобождения и уйти из материального мира. Что побудило тебя сделать это? И какой получило отклик?

Джордж Харрисон: В то время в мире поп-музыки никто не обращался к подобным темам. Я чувствовал, что люди действительно нуждаются в этом, поэтому вместо того, чтобы сидеть сложа руки и ждать, когда кто-нибудь еще сделает это, я решил сделать это сам. Часто мы думаем: «Да, я согласен, но я не собираюсь прямо сейчас вставать и приниматься за дело. Это слишком рискованно». Все всегда стараются занимать безопасное положение, заботиться о своей выгоде, и я подумал: «Тогда я сделаю это». Меня просто тошнит от этих молодых людей, которые прожигают жизнь, отплясывая буги. Кроме того, я понимал, что есть множество людей, на которых это оказало бы влияние. Я до сих пор получаю письма от людей, которые пишут: «Вот уже три года, как я живу в храме Кришны, и я никогда бы не узнал о Кришне, если бы не появился ваш альбом «All Things Must Pass». И теперь по милости Господа я знаю, что и я играю свою маленькую роль.

— Усадьба «Тюдор», расположенная в пригороде Лондона, которую ты подарил нам, стала одним из самых крупных международных центров нашего общества. Что ты думаешь об успехе центра «Бхактиведанта» в той деятельности, цель которой - сделать как можно большее число людей сознающими Кришну?

Джордж Харрисон: О, он огромен. И этому способствовала работа над пластинкой «Харе Кришна» и все то, чем я старался помочь вам. Мысль о том, что я имел счастье оказать тогда помощь, доставляет мне большую радость. Все песни на духовные темы, такие как «My Sweet Lord» и другие, были чем-то вроде небольшой рекламы. И я знаю, что люди теперь с большим уважением и намного благосклоннее относятся к преданным, которых они встречают на улице и, ко всему прочему, они не считают больше, что эти люди просто не в своем уме. Я раздал людям множество книг Прабхупады и, независимо от того, получу я весточку от этих людей или нет, приятно знать, что у них есть эти книги, и, если они прочтут их, их жизнь может измениться.

— Когда ты встречаешь людей, тяготеющих к духовной жизни, но не имеющих достаточных знаний, что ты отвечаешь им?

Джордж Харрисон: Я пытаюсь поделиться с ним своим личным опытом, предлагаю почитать какие-нибудь книги и говорю: куда можно пойти... ну, ты понимаешь: «Идите в храм, попробуйте повторять святые имена», - и тому подобное.

— В «Балладе о Джоне и Йоко» Джон и Йоко осуждают средства массовой информации за то, что они могут выставить вас в ложном свете и увековечить этот не соответствующий действительности образ. У нас ушло много времени и усилий на то, чтобы убедить их, что-то религиозное учение, которое мы проповедуем, - истинно, и в его основе лежат писания, которые древнее Нового Завета на три тысячи лет. Постепенно, однако, многие люди, ученые, философы и теологи изменили свои взгляды, и сейчас они с огромным уважением относятся к древней традиции вайшнавов.

Джордж Харрисон: Средства массовой информации виновны в том, что люди имеют о движении неверное представление. Но в некотором смысле не имеет на самом деле значения, как они отзываются о нем, потому что сознание Кришны превыше всех помех подобного рода, - во всяком случае, такое складывается впечатление. Тот факт, что средства массовой информации дают возможность людям узнать о Кришне, сам по себе весьма положителен.

— Шрила Прабхупада всегда учил нас твердо придерживаться своих принципов. Он говорил, что самое худшее, что мы можем сделать, - это пойти на какой-либо компромисс, или исказить учение ради дешевой популярности. Многие индийские свами и йоги приезжали на Запад, но Прабхупада был единственным, кто благодаря своей чистоте и преданности смог распространить по всему миру древнее учение сознания Кришны в изначальном виде, никак не исказив его.

Джордж Харрисон: Это верно. Он сам совершенным образом следовал тому, что проповедовал.

— Ты финансировал издание книги Кришна и написал предисловие к ней. Чем это было для тебя?

Джордж Харрисон: У меня было такое чувство, словно это входит в круг моих обязанностей. В какой бы стране я не оказался, встречая преданных, я всегда говорю им: «Харе Кришна!», и они всегда рады видеть меня. Это прекрасные отношения. Даже если мы не знакомы, им кажется, что они давно знают меня! И это действительно так!

— Для вкладыша к своему альбому «Living In The Material World» ты использовал картинку с обложки «Бхагавад-гиты» Прабхупады, на которой изображены Кришна и Его ученик Арджуна. Почему?

Джордж Харрисон: О да. На вкладыше есть надпись: «С обложки книги «Бхагавад- гита как она есть» А.Ч.Бхактиведанты Свами.» Разумеется, это была реклама для вас. Я хотел всем дать возможность увидеть Кришну, узнать о Нем. Ведь это самое главное, не так ли?

Духовная пища

— Одно из самых глубоких впечатлений, остающихся у людей после посещения храмов и чтения наших книг, - это впечатления от картин и скульптурных изображений, созданных художниками - преданными и воссоздающих сцены игр Кришны, явившегося на Землю пять тысяч лет тому назад. Прабхупада сказал однажды, что эти картины - «окна в духовный мир». Он основал художественную академию, где его ученики обучаются технике создания трансцендентальных произведений искусства. И сейчас тысячи людей имеют эти изображения у себя дома: либо сами картины, либо их копии, литографии или плакаты. Ты был в нашем музее «Бхагавад-гиты» в Лос-Анджелесе? Какое впечатление он на тебя произвел?

Джордж Харрисон: Мне он показался великолепным, лучше Диснейленда. Я думаю, он имеет такое же значение, как и Диснейленд или Смитсоновский Институт в Вашингтоне. Скульптурные диарамы выглядят великолепно, и музыка чудесна. Это дает реальное представление о том, что такое царство Бога, и, что еще важнее, в чем отличие души от тела и почему душа так важна. Это становится понятным даже ребенку, У меня с собой всегда имеются изображения, вроде того, где изображен Кришна на колеснице, которое я поместил на обложке альбома «Living In The Material World», и в саду у меня стоит фонтан в виде скульптурного изображения Шивы [увидев диaрамы в лос-анджелесском музее «Бхагавад-гиты», Джордж спросил, не смогли бы художники и скульпторы, выполнившие для музея все работы, соорудить фонтан в виде скульптурного изображения Господа Шивы, одного из главных полубогов и великого преданного Господа Кришны, в натуральную величину. Скульптура Господа Шивы, сидящего в медитативной позе и из головы которого бьется струя воды, стоит сейчас в парке в имении Джорджа. Эта скульптура считается одной из красивейших скульптур Англии], который преданные сделали для меня. Изображения очень помогают мне, когда я повторяю мантру. Помнишь одну из иллюстраций к «Бхагавад-гите», где изображена Высшая душа, присутствующая в сердце собаки, коровы, слона, бедняка и брахмана? Она помогает осознать, что Кришна присутствует в сердце каждого. Неважно, какое у вас тело, Господь находится в нем вместе с вами. В этом смысле мы все одинаковы.

— Сегодня за завтраком мы говорили немного о прасаде. Очень многие примкнули к движению сознания Кришны благодаря прасаду, особенно благодаря нашим воскресным пирам, которые проводятся в храмах по всему миру. Это, пожалуй, единственный вид йоги, который можно практиковать во время еды.

Джордж Харрисон: Мы должны стремиться во всем видеть Бога, даже в пище. Ведь если Бог присутствует во всем, то почему мы не можем почувствовать Его вкус, когда едим? По-моему, поэтому прасад очень важен. Кришна - Бог, и Он абсолютен: Его имя, Его образ, прасад - все это Он. Говорят, путь к сердцу человека проходит через его желудок, а если действительно можно найти путь к душе человека с помощью пищи, то почему бы не сделать это? Нет ничего лучше того момента, когда после пения и танцев или во время обсуждения философских вопросов внезапно приходят преданные и раздают прасад. Это благословение Кришны, и это имеет глубокий духовный смысл. Фактически, вкушение прасада имеет тот же смысл, что и причащение в христианстве, с той разницей, что это не одна просфора, это целый пир, и это удивительно вкусно - это не от мира сего. В наш меркантильный век прасад - маленькое чудо. Когда люди ищут чего-то необычного и диковинного, их обязательно привлечет прасад. Нет сомнений в том, что благодаря ему намного больше людей привлекается духовной жизнью. И рушатся предрасудки. Люди думают: «О, замечательно! Я не прочь попробовать все это.» Затем спрашивают: «А что это такое? О, прасад!» Так они знакомятся еще с одной стороной сознания Кришны. Затем они говорят: «Это совсем неплохо. Я бы съел еще тарелочку». Я видел, как это действует на людей, особенно - на пожилых. Возможно, вначале они и имели некоторое предубеждение, но после того, как они попробовали прасад, и он им так понравился, они, выходя из храма, думают: «В конце концов, они не так уж плохи».

— В ведической литературе говорится, что прасад способствует духовному развитию, так же как и повторение святого имени, хоть и не так явно. Человек духовно развивается, просто принимая пищу.

Джордж Харрисон: Я могу сказать по собственному опыту, что это действительно так. В храме или в обществе Прабхупады я получал гораздо большее наслаждение от прасада, чем тогда, когда его приносили мне лично. Иногда случается так, что сидишь, вкушая прасад, а потом оказывается, что прошло три или четыре часа, а ты даже и не заметил, как пролетело время. Прасад, действительно, очень помог мне... начинаешь сознавать: «Это - вкус Кришны». И внезапно тебе окрывается еще один аспект Бога, и ты начинаешь понимать, что Он - в этой маленькой самосе. Главное - духовный настрой, а прасад - неотъемлемая часть всего процесса.

— Ты знаешь, что многие рок-группы, такие как «Грейтфул Дид» и «Полис» перед выступлением принимают прасад, и он им очень нравится. Это уже стало традицией. Я помню, как мы однажды послали прасад на одну из репетиций «Битлз». И твоя сестра сегодня рассказала мне, что когда вы готовились к концерту для Бангладеш, Шьямасундара часто приносил прасад на репетиции.

Джордж Харрисон: Да, мы даже выразили ему благодарность на обложке альбома.

— Какой вид прасада тебе больше всего нравится, Джордж?

Джордж Харрисон: Мне очень нравятся жареные пирожки с цветной капустой... пакоры, да?

— Да.

Джордж Харрисон: Еще я очень люблю расамалаи (молочные сладости). Кроме того, есть прекрасные напитки: фруктовые соки и ласси - напиток из йогурта с фруктами, куда иногда добавляют розовую воду.

— Помнишь, мы пригласили лондонских представителей прессы на большой праздник в честь пластинки «Харе Кришна мантра»; они были изумлены - ведь тогда никто не был знаком с нашей кухней, да и сейчас многие по-прежнему вспоминают нас следующим образом: «А, это те, которые поют и танцуют на улицах». Но все больше людей вспоминают нас в связи с прасадом: «Это те, которые бесплатно раздают вегетарианские блюда».

Джордж Харрисон: Газетчики, вероятно, думали: «Сейчас придется потрудится». И вдруг оказалось, что они просто сидят и вкушают индийские блюда, превзошедшие по вкусу все, что им приходилось попробовать раньше. Это, конечно, произвело на них впечатление.

— Мы уже раздали бесплатно 150 млн порций прасада на наших праздниках, проходящих во всем мире. Я уже не говорю о том, сколько прасада приготовлено в наших ресторанах.

Джордж Харрисон: Вам стоило бы объявить об этом во всеуслышание, как это делают обычные рестораны. Представляешь: «150 млн порций». По-моему, это замечательно. Жалко, что у вас нет ресторанов и храмов на всех главных улицах маленьких городов и деревень, наподобие тех закусочных, где продаются мясные блюда и цыплята. Они бы не выдержали конкуренции с вами.

— Ты был в нашем лондонском ресторане «Здоровый, богатый, мудрый»?

Джордж Харрисон: Много раз. Замечательно, что есть рестораны, где скромно одетые преданные раздают пищу. Постепенно люди осознают, что это одно из лучших мест, которые они когда-либо посещали, и они приходят снова и снова. Здесь они могут взять какую-либо литературу или буклет, и, почитав, они скажут: «О, так этот ресторан содержат преданные Кришны?» Я думаю, также очень ценен в этом деле тонкий подход. Продукты в ресторане «Здоровый, богатый, мудрый» правильно подобраны и хорошего качества, рацион питания сбалансирован, и все свежее. И что очень важно, все готовится с преданностью. Когда пищу готовят в раздражении, она не покажется вкусной, но другое дело, когда пища приготовлена с намерением доставить удовольствие Господу и в первую очередь предлагается Ему. В этом случае она становится намного вкуснее.

— Пол и Линда Маккартни часто получают прасад из ресторана «Здоровый, богатый, мудрый». Недавно Пол встретил одного преданного недалеко от своей лондонской студии и написал об этом песню. В интервью Джеймсу Джонсону для одной лондонской газеты он сказал: «Песня «Один из тех дней» о том, как по пути в студию я встретил одного из преданных Харе Кришна и мы долго беседовали с ним о жизни и обо всем прочем. Сам я не из преданных Харе Кришна, но очень симпатизирую им». Вы уже много лет являетесь вегетарианцем, Джордж. У вас были какие-то трудности в связи с этим?

Джордж Харрисон: Нет. Поразмыслив, я решил, что вполне могу каждый день есть дал или что-нибудь еще. Чечевица - один из самых дешевых продуктов, к тому же в ней содержится много белка. Но люди вместо этого покупают бифштекс, из-за которого они заболевают раком или страдают болезнью сердца, а потом умирают. К тому же он дорого стоит. Можно накормить тысячи людей супом из чечевицы на те деньги, которые кто-то платит за полдюжины филе. По-моему, это не лишено здравого смысла.

Встречи со Шрилой Прабхупадой

— Джордж, ты и Джон Леннон встречались со Шрилой Прабхупадой, когда он гостил у Джона в сентябре 1969 года.

Джордж Харрисон: Да, но когда я впервые увидел его, я не смог до конца осознать, что это за личность. Сейчас я вижу, что благодаря ему за эти шестнадцать лет гораздо больше людей узнало мантру, чем за последние 5 столетий, но тогда я не понимал этого. Сейчас кажется невероятным тот факт, что он в столь пожилом возрасте постоянно создавал новые книги. Только позже я понял, что в нем было гораздо больше необыкновенного, чем можно было увидеть при первой встрече.

— Что тебе особенно запомнилось после встречи с ним?

Джордж Харрисон: Особенно мне запомнилось то, что он все время повторял: «Я слуга слуги слуги». Мне очень нравятся эти слова. Многие говорят: «Я - то, я - это. Я - божественное воплощение. Вот я каков. И вам далеко до меня.» Понимаешь? Но Прабхупада никогда не был таким. Мне нравилась скромность Прабхупады. Мне всегда нравилось его смирение и простота. Слуга - вот кем он был. Никто из нас не является Богом, мы лишь Его слуги. В присутствии Прабхупады я чувствовал себя очень спокойно, как будто я был со своим другом. Я видел в нем доброго друга. Хотя ему было в то время 79 лет, он работал дни и ночи напролет и очень мало спал. И мне он не казался высокообразованным интеллектуалом, потому что в нем была какая-то детская простота. Это было удивительно, необыкновенно. И несмотря на то что он был великим ученым в области санскритской литературы и святым человеком, я никогда не испытывал рядом с ним чувства неловкости, и я очень ценил это в нем. Фактически, он делал все, чтобы мне было хорошо с ним. Я всегда думал о нем, как о чудесном друге, и сейчас он остается моим чудесным другом.

— В одной из своих книг Прабхупада говорит, что твое искреннее служение ценнее тех действий, которые совершали некоторые люди, более тесно связанные в прошлом с движением сознания Кришны, но не сумевшие сдержать свои обязательства. Какие чувства это у тебя вызвало?

Джордж Харрисон: Самые приятные. И это дало мне надежду, потому что, как говорят, если человек хоть одно мгновение провел в обществе святой личности, чистого преданного Кришны, это принесет ему огромную пользу. И мне кажется, Прабхупада был рад, что кто-то, кто не живет в храме, принимает участие в записи пластинки. Лишь один тот факт, что он был доволен, придавал мне силы. Я знаю, что ему понравилась пластинка «Харе Кришна мантра», и что он просил преданных исполнять песню «Говинда». И они до сих пор проигрывают эту запись, не правда ли?

— В каждом храме есть запись «Говинда», и мы включаем ее каждое утро перед киртаном, когда преданные собираются у алтаря. Можно сказать, что это стало одной из традиций.

Джордж Харрисон: Если бы я не получил одобрения от Прабхупады в ответ на свои песни о Кришне, и песни, основанные на учении сознания Кришны, я бы получил ее от преданных. Это именно та поддержка, которая мне нужна. Я чувствовал, что любая моя духовная деятельность - сочинение песен, помощь в издании книг или что-то еще - доставляла ему радость. Моя песня «Жизнь в материальном мире» была написана под впечатлением общения со Шрилой Прабхупадой. Я писал об этом в книге «Я, мне, мое». Именно он объяснил мне, что мы, будучи духовными душами, отличны от наших тел. Мы просто пребываем в этих телах. Как я сказал в своей песне, этот мир не единственен. И мы не отсюда, мы - из духовного мира. Мне суждено жить в материальном мире, но я устал жить в материальном мире. Чувства никогда не удовлетворяются, они бушуют как волны морские, влекут меня в пучину материального мира. Весь смысл пребывания здесь заключается в том, чтобы найти путь, который выведет нас отсюда. Именно его и указывал Прабхупада. И он не только говорил о любви к Кришне и о том, что надо покинуть этот материальный мир, свои слова он подтверждал делами. Он говорил о том, чтобы мы постоянно повторяли святое имя, и сам он повторял его постоянно. Мне кажется, сам по себе этот факт давал мне воодушевление и поддержку. Этого было достаточно, чтобы я прикладывал все старания для своего продвижения. Он сам совершенным образом следовал всему тому, что проповедовал.

— Что вы можете сказать о достижениях Шрилы Прабхупады?

Джордж Харрисон: По-моему, результаты деятельности Прабхупады весьма значительны. Они огромны! Объем литературных трудов Прабхупады поразителен, даже если сравнить его с такой личностью, как Шекспир. Это уму непостижимо. Были дни, когда он спал всего лишь несколько часов. Даже молодой, полный сил человек не смог бы сделать того, что он сделал в свои 79 лет. Влияние, которое Шрила Прабхупада оказал на мир, удивительно и неизмеримо. Его невозможно переоценить. Однажды я вдруг понял: «Боже, этот человек удивителен!» Он мог сидеть ночи напролет, переводя с санскрита на английский, составляя специальный словарь в конце книги, чтобы каждый мог легко понять ее, - и при этом он никогда не возвеличивал себя. Он обладал детской простотой, и, самое поразительное то, что он сделал все свои переводы всего за несколько лет - это такой короткий срок. И не имея ничего, кроме сознания Кришны, он повел за собой тысячи преданных и создал движение Харе Кришна, которое стало таким мощным, что продолжает расти даже после его ухода (14 ноября 1977 года). Число людей, примыкающих к движению, растет с невероятной быстротой. И оно будет расти и расти благодаря тому знанию, которое дал Шрила Прабхупада. Оно может только увеличиваться и увеличиваться. По мере своего духовного пробуждения люди начнут все больше понимать глубину слов Прабхупады и то, как много он дал им.

— Ты знаешь, что все крупнейшие колледжи и университеты мира, в том числе Гарвард, Йельский, Пристонский, Оксфордский, Кембриджский и университет в Сорбонне, имеют все книги Прабхупады?

Джордж Харрисон: Так и должно быть! Я обратил внимание на одну из замечательнейших способностей Прабхупады: он мог говорить с вами по-английски и вдруг сказать то же самое на санскрите и тут же перевести это снова на английский. Было видно, насколько глубоко он все это знает. Его вклад неоценим также и с литературной точки зрения, ведь в его книгах в центре внимания находится Верховная Личность, Кришна. Многие ученые и писатели знают «Гиту», но - лишь умозрительно. Даже когда они пишут: «Кришна сказал...», они это делают без бхакти, без любви, которая так необходима. Весь секрет в любви. В действительности, Кришна - это Сам Господь, который присутствует в той книге, где есть эта любовь, эта бхакти. Без любви к Богу невозможно понять самую простую вещь о Нем. Все эти так называемые крупные ученые в области ведической литературы не любят Кришну, поэтому они не способны понять Его и дать Его нам. Но Прабхупада был другим.

— Ведические писания содержат предсказания о том, что после прихода Господа Чаитанйи (это произошло 500 лет тому назад) наступит Золотой век, который будет длиться 10 000 лет; повторение святых имен Бога полностью уничтожит зло современного мира и воистину духовное братство воцарится на этой планете.

Джордж: Влияние Прабхупады на мир определенно и несомненно. Самая возвышенная литература и высшее знание - вот что он нам дал. Нет ничего выше этого.

— Ты писал в своей биографии: «Каким бы хорошим вы не были, вы все равно нуждаетесь в милости, чтобы выбраться из этого материального мира. Можно быть йогом, монахом или монахиней, но без милости Господней - это не удастся». И в конце песни «Жизнь в материальном мире» говорится: «Пора милостью Господа Шри Кришны покинуть это место. Он - мой спаситель, Он вытащит меня из этого материального мира». Но если мы зависим от милости Бога, что означает выражение: « Бог помогает тому, кто помогает сам себе»?

Джордж Харрисон: По-моему, это неоднозначно. С одной стороны, лишь Его милостью я могу уйти отсюда и никак иначе, но с другой стороны Его милость зависит только от моего собственного стремления. Я получаю от Бога столько милости, сколько способен принять и сколько заслуживаю. Сколько я отдаю, столько я получаю. В песне, которую я написал о Прабхупаде, говорится: Господь любит того, кто любит Господа, И таков закон, что если ты не отдаешь, ты и не получаешь любви. Господь помогает тем, кто помогает сам себе, и таков закон, что все сделанное тобой вновь возвратиться к тебе. («Господь любит того, кто любит Господа» из альбома «Жизнь в материальном мире»). Вы слышали песню «То, что я потерял» из моего нового альбома «Где-то в Англии»? Она взята прямо со страниц «Бхагавад-гиты». В ней говорится о борьбе с силами тьмы, ограниченностью, ложью и смертью.

Бог — личность

— Да, она очень мне нравится. Если люди смогут понять слова Господа в «Бхагавад-гите», они станут действительно счастливыми. Множество людей в начале своей духовной жизни почитают Господа, как нечто безличное. В чем разница между поклонением Кришне, Богу, как личности и поклонением Его безличной природе, проявляющейся в виде энергии и света?

Джордж Харрисон: Разница такая же, как между общением с компьютером и общением с человеком. Я уже говорил: «Если есть Бог, я хочу увидеть Его», не только Его энергию или свет, но и Его Самого.

— В чем, по-вашему, цель человеческой жизни?

Джордж Харрисон: Каждый должен сжечь свою карму и освободиться от оков майи (иллюзии), перевоплощений и всего, что с этим связано. Сознание Бога - это лучшее, что можно дать человечеству. Это действительно принесет реальную пользу. Но сначала необходимо заняться собственным духовным совершенствованием. В известном смысле нужно стать эгоистом, чтобы потом стать бескорыстным.

— Возможно ли решить жизненные проблемы, не обращаясь к духовной практике?

Джордж Харрисон: Жизнь напоминает веревку со множеством узелков. Узелки - это карма, с которой вы родились и которая связана с вашими прежними рождениями, и цель человеческой жизни - развязать все эти узелки. Это можно сделать с помощью повторения святых имен и медитации на Бога. Иначе, пытаясь развязать один узелок, вы завяжете еще десять. Так действует закон кармы. Я имею в виду то, что мы пожинаем плоды своих прошлых действий, и в будущем мы будем испытывать последствия действий, которые мы совершаем сейчас. Очень важно хотя бы немного вникнуть в поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь»; поняв, в чем ее смысл, никого уже больше не будешь обвинять в том, что оказался в трудном положении. Своими собственными действиями мы либо навлекаем на себя беду, либо отводим ее от себя. Наши действия либо освобождают нас, либо связывают.

— В Шримад-Бхагаватам, этой жемчужине ведической литературы, рассказывается о том, что чистые души, пребывающие с Богом в духовном мире, находятся с Ним в различных расах, т.е. взаимоотношениях (когда душа, находящаяся в зависимости от законов материальной природы, очищается от всей скверны, она возвращается домой, в духовный мир, где она может вступить в близкие отношения с Богом, характер которых зависит от того, насколько сильна ее любовь к Кришне. Она может стать слугой Всевышнего, Его другом, одним из родителей или возлюбленным. Все взаимоотношения в царстве Бога абсолютно духовны, и они не осквернены теми нечистыми мотивами, которые оказывают влияние на отношения между людьми в материальном мире.). Есть ли у вас какое-либо особое отношение к Кришне? Как вы думаете о Нем?

Джордж Харрисон: Мне нравится думать о Кришне как о ребенке, каким Его часто изображают в Индии. А также как о Говинде, пастушке. Мне нравится, что можно относиться к Богу, как к другу, гуру, наставнику или - как к ребенку, считая себя при этом Его защитником.

— Трудно даже представить, сколько людей примкнуло к движению сознания Кришны благодаря твоей песне «Мой дорогой Господь». Но ты пережил что-то глубоко личное, прежде чем решился написать эту песню. В своей книге ты пишешь: «Я много думал, следует ли записывать «Мой дорогой Господь», ибо это означает открыться перед всеми... Многие боятся слов Господь и Бог... Я подставил свою голову под топор... но в то же самое время я думал: «Никто не говорит об этом... почему - я должен быть неискренним с самим собой?..» Я пришел к мысли, что, если ты испытываешь какое-то сильное чувство, ты должен об этом сказать, и я понял, что это очень важно. Я хотел показать, что Аллилуйа и Харе Кришна - это одно и то же. Я сделал так, что хор поет «Аллилуйа» и затем начинает петь «Харе Кришна», и благодаря этому люди стали бы петь маха-мантру прежде, чем поняли, что происходит. Я уже довольно долгое время повторял Харе Кришна, и это была просто попытка сделать песню в стиле «поп», которая была бы чем-то вроде мантры, - песню, в которой беспрерывно повторяются святые имена. И я не чувствую себя виноватым и не сожалею об этом; и на самом деле - это песня многих спасла от наркомании».

— Почему ты решил включить Харе Кришна в свой альбом? Может быть, было бы достаточно только одного припева «Аллилуйя»?

Джордж Харрисон: Дело в том, что «Аллилуйя» - это радостное восклицание у христиан, в отличие от него мантра Харе Кришна имеет еще и скрытый смысл. Маха-мантра - нечто большее, чем просто прославление Бога; это обращение к Богу с просьбой стать Его слугой. Мантра построена особым образом, а ее звук обладает мистической духовной силой и этим она намного ближе к Богу, чем те слова, какими христиане сейчас описывают Его. Мне представляется, что Христос был совершеннейшим йогом, однако, по-моему, сегодня многие христианские учителя неправильно представляют Христа. Это их обязанность - проповедовать Христа, но им это не очень удается. Своими поступками они грязнят его имя, и это многих отвращает от них. Я задумал взять их хитростью, поэтому «Мой дорогой Господь» звучит как обычная популярная песня. А идея была такая: слово «Аллилуйя» не вызывает у людей раздражения... этим мы и поймали их на удочку: к тому времени, когда должна зазвучать мантра Харе Кришна, они уже притоптывают ногой и поют: «Аллилуйя», - это как бы усыпляет их бдительность. Внезапно начинает звучать Харе Кришна, а они все будут продолжать подпевать, пока не поймут, что произошло, и не подумают: «Э, да я, кажется, не особенно любил это Харе Кришна»! Мне и сейчас пишут письма, в которых спрашивают, в каком стиле написана эта песня. Прошло 10 лет, а они все еще пытаются понять, что означают эти слова. Это была просто маленькая хитрость. И это не было оскорблением. У меня никогда не было такого впечатления, что христиане испытывают чувство обиды, когда спрашивают: «В какой-то степени нам это нравится, но что означает «Харе Кришна»? Слово «Аллилуйя», вероятно, было первоначально чем-то вроде мантры, но сейчас его значение стало расплывчатым, и я не знаю, что оно означает в действительности. Греческий эквивалент слова «Христос» – «Кристос», и это не что иное, как Кришна.

— В чем, по-твоему, разница между христианским представлением о Боге и Кришной Бхагавад-гиты?

Джордж Харрисон: Когда я впервые появился в этом доме, здесь жили монахини. Я принес с собой этот плакат, изображающий Вишну, четырехрукую форму Кришны. Вот Его голова и плечи, и Его четыре руки, держащие раковину и другие символы. Над ними большими буквами написано ОМ (трансцендентный слог, который является Самим Кришной и который на протяжении всей истории человечества многие люди повторяли, чтобы достичь духовного совершенства.). Вокруг Него была чудесная аура. Я оставил плакат у камина и вышел прогуляться в сад. Когда мы вернулись в дом, они окружили меня и стали спрашивать: «Кто это? Что это?» - словно это был какой-то языческий бог. И я сказал: «Если Бог безграничен, Он может появиться в любом образе, в каком бы Он не захотел. Это - один из Его образов. Его имя - Вишну». Это немного разозлило их, но если уж на то пошло, то почему Бог должен быть чем-то ограничен? Даже если вы принимаете Его как Кришну, Он не может быть ограничен лишь этим изображением. Он может быть ребенком или Говиндой, может принять множество других форм, хорошо известных. Вы можете представить себе Кришну как маленького мальчика, и мне очень нравится именно таким представлять себе Кришну. Такие взаимоотношения приносят много радости. Но это ужасно - то, в каком свете многие сейчас преподносят христианство: нельзя улыбаться - это очень серьезно, нельзя надеяться увидеть Бога... Это такая чепуха. Если существует Бог, мы должны видеть Его, и я не верю в эту теорию, которая распространена во многих церквях, где, как правило, можно услышать: «Нет, Его невозможно увидеть. Он бесконечно далек отсюда. Просто верьте тому, что мы говорим и помалкивайте». То знание, которое содержат книги Прабхупады, - это ведическое знание, данное самыми древними в мире писаниями. В них говорится, что человек может очиститься от скверны и благодаря божественному видению узреть Бога. Очистившись от скверны силой повторения святого имени, вы сможете узреть Бога. И санскрит - язык, на котором написаны эти писания, - это самый древний язык из всех известных языков мира. «Деванагари» (алфавит санскрита) означает «язык богов».

ык из всех известных языков мира. «Деванагари» (алфавит санскрита) означает «язык богов».

 

— Каждый, кто искренне стремится к духовному совершенству, осознает важность повторения святых имен, какую бы религию он не исповедывал. Разумеется, я имею в виду того, кто действительно стремится развить в себе сознание Бога и пытается искренне повторять святые имена.

Джордж Харрисон: Да, это так. Главное - быть открытым. Всякий, у кого открытое сердце, может осознать это. Необходимо лишь подойти к этому с открытым сердцем и без предубеждений. Надо просто попробовать. Здесь нет никакой потери. Но у «интеллектуалов» всегда будут проблемы, потому что они всегда хотят «знать». Они-то чаще всего и оказываются духовно несостоятельными людьми, потому что они не могут отбросить все мысли, они не знают, что значит «выйти за пределы» ума. Но простые люди склонны рассуждать таким образом: «Хорошо, я попробую. Посмотрим, действует ли это». К тому же повторение Харе Кришна может помочь человеку стать более искренним христианином.

Карма и перевоплощение

— В книге «Я, мне, мое» ты говоришь о карме и перевоплощении и о том, что единственный способ вырваться из круга перерождений - следовать истинному методу духовного совершенствования. В одном месте ты говоришь: «Все боятся смерти, но причиной смерти является рождение, поэтому если вы не хотите умирать, не рождайтесь!» Верят ли в перевоплощение и карму остальные «Битлз»?

Джордж Харрисон: Джон несомненно верил! Я не хочу недооценивать Пола и Ринго. Я бы не был удивлен, узнав, что они воспринимают это как истину. Возможно, Ринго - йог, играющий роль ударника.

— У Пола есть наша последняя книга «Возвращение. Учение о перевоплощении». Как ты думаешь, где сейчас находится душа Джона?

Джордж Харрисон: Я хотел бы надеяться, что она сейчас в хорошем месте. Он знал, что каждая душа воплощается в различных телах до тех пор, пока не очистится от всей скверны, и место, куда она попадает, определяется ее действиями в этой и предыдущих жизнях.

— Был период, когда Боб Дилан начал повторять святые имена. Он часто бывал в лос-анджелесском храме и посещал храмы в Детройте и Чикаго. Он даже совершил путешествие по США с двумя преданными и написал несколько песен о Кришне. Они провели много времени вместе, повторяя имена Господа.

Джордж Харрисон: Да, это так. Он говорил, что наслаждается повторением святого имени и обществом преданных. И Стиви Уандер также включил мантру в одну из своих пластинок. Песня, в которой звучат имена Господа - «Игры в раю», - великолепна.

— Когда ты был в Индии, во Вриндаване, месте явления Господа Кришны, и видел там тысячи людей, поющих Харе Кришна, и целый город, дышащий мантрой Харе Кришна, укрепилась ли твоя вера в необходимость повторения святого имени?

Джордж Харрисон: Да, это вдохновляет. Несомненно, это оказывает большую помощь. Находиться в городе, где все поют имена Господа, - это фантастика. Мне внезапно пришло в голову, что все они изумляются, увидев европейца, повторяющего имена Господа на четках. Вриндаван - одно из самых святых мест Индии. Повсюду поют Харе Кришна. Это самое фантастичное из всего, что было в моей жизни.

— В своей книге ты пишешь: «Большинство людей заблуждается, особенно те, кто считает себя властелином и мира, и общества. Президенты, политики и генералы развивают бурную деятельность и ведут себя так, словно они лорды, а все вокруг - их владения. Это величайшая проблема планеты».

Джордж Харрисон: Это правда. Если у человека нет сознания Бога, - а ты знаешь, что Бог - единственный, кто стоит во главе всего, - он лишь создает новую карму, не помогая ни себе, ни другим. Мне более чем грустно видеть, в каком состоянии современный мир. Его превратили в нечто чудовищное. Это ужасно. И положение продолжает ухудшаться. Повсюду сплошной бетон, все загрязнено, радиация увеличивается. Уже не найдешь такого уголка, где бы природа была оставлена в первозданном состоянии, воздух отравлен. Леса вырубаются. Океаны наполняются грязью. Я пессимистически оцениваю будущее планеты. Те, от кого оно зависит, не понимают: все, что они делают, приносит свои плоды. За все необходимо расплачиваться. Таков закон кармы.

— Как ты считаешь, есть ли какая-нибудь надежда?

Джордж Харрисон: Да. Один за другим каждый должен выйти из майи. Каждый должен сжечь свою карму, вырваться из круга перерождений и избавиться от всего, что с этим связано. Перестаньте так думать: «Если мы - британцы, американцы, русские, европейцы...- добьемся превосходства, мы победим их, и тогда мы обретем покой и будем счастливы всю оставшуюся жизнь». Этого не будет. Лучшее, что можно дать миру, - это сознание Бога. Выявите прежде всего свою божественную природу. Истина здесь. Она - в нас самих. Поймите, кто вы такие. Если люди обратятся к истине, в мире исчезнут все бедствия и страдания. Я думаю, что лучшее начало такого пути - повторение святых имен.

— Огромное спасибо, Джордж.

Джордж Харрисон: Всего хорошего. Харе Кришна!

Рейтинг: 0Голосов: 0732 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!