ГлавнаяФотоГрета Гарбо

Грета Гарбо

Бездонные голубые глаза с фиолетовым осадком вечной печали в самой глубине. Фантастически длинные ресницы: стоило ей смежить и вновь распахнуть веки, слышался явственный шорох – словно рядом пролетела бабочка. Нос такой благородной формы, какую можно увидеть лишь на портретах царственных особ. Нежный рот с верхней губой, изогнутой, словно лук Купидона. Высокий чистый лоб. Совершенный овал лица с прелестной ямочкой на подбородке. Густые, вьющиеся от природы волосы. Рост почти метр семьдесят, изумительная фигура, длинные пальцы и узкие ступни. Она может откидывать назад голову едва ли не под прямым углом к позвоночнику и жадно целовать мужчину, взяв его лицо в ладони так, что казалось, она пьет с его губ некий напиток. Всё это о Грете Гарбо.

Грета Гарбо (англ. Greta Garbo, 18 сентября 1905 – 15 апреля 1990), урождённая Грета Ловиса Густафссон (Greta Lovisa Gustafsson) – шведская и американская актриса, одна из величайших звёзд первой половины ХХ века. В 1954 году получила почётную премию «Оскар» за выдающийся вклад в развитие киноискусства. В 1999 году Американский институт киноискусства (American Film Institute) опубликовал список 25-ти величайших актрис, внёсших наибольший вклад в развитие американского кинематографа. Грета Гарбо заняла в списке пятое место.

Грета родилась 18 сентября 1905 года в Стокгольме – столице Швеции. Она была третьим ребёнком в семье. Когда в 1918 году умер её отец, 13-летняя Грета была вынуждена бросить школу и идти работать. Первые деньги она заработала, помогая в парикмахерской, затем работала в стокгольмском универмаге, параллельно позируя для рекламы в газетах.

Первый раз она появилась перед камерой, снимаясь для рекламных роликов универмага, в котором работала. В конечном итоге на неё обратил внимание комедийный режиссёр Эрик Петчер и предложил девушке маленькую роль в своей новой картине «Петер-бродяга» (1922). С 1922 по 1924 год Гарбо училась актёрскому мастерству в Королевском драматическом театре Стокгольма. Там она познакомилась с режиссёром Морицом Стиллером. Он лично занялся её обучением, придумал девушке благозвучный псевдоним – Грета Гарбо – и пригласил её на главную роль в немую картину «Сага о Йесте Берлинге». Игра Гарбо произвела впечатление на Луиса Б. Майера, стоявшего у истоков голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer, и он предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать на его киностудии.

Когда Гарбо приехала в Голливуд, были сделаны фотопробы. Результаты оказались потрясающими. Ее лицо обладало пропорциями, которыми руководствовались античные скульпторы, а тело соответствовало пропорциям Венеры Милосской.

Всего Грета Гарбо снялась в 25 фильмах.
Наиболее известными немыми картинами Гарбо были «Поток» (1926), «Плоть и дьявол» (1927) и «Любовь» (1927). В последних двух фильмах она снялась в паре с популярным актёром тех лет Джоном Гилбертом, с которым у актрисы был роман. Они собирались пожениться, но Гарбо в последний момент передумала и отменила свадьбу. Гарбо так ни разу и не побывала замужем.

Кроме того, ходили слухи о романтических связях актрисы с женщинами – в списке её предполагаемых любовниц числились актриса Луиза Брукс и писательница Мерседес де Акоста. Также у неё были периодические отношения с британским фотографом-гомосексуалистом Сесилом Битоном, о чем рассказали его опубликованные дневники. Официальный фотограф Британской королевской семьи, художник (между прочим, автор первых снимков принца Чарльза и лауреат «Оскара» как художник-постановщик фильма «Моя прекрасная леди») Битон познакомился с Гарбо в 1932-м, когда добивался разрешения сделать ее портрет. На прощание Гарбо подарила ему розу, прикоснувшись к лепесткам губами. Он любил ее все эти годы, но снова встретил лишь в 1946-м. И она сама привела его в свои апартаменты. Битон вышел через несколько часов, опьяненный счастьем. Хотя и смущенный тем, что Гарбо не позволила ему включить свет, чтобы он не смог разглядеть ее комнату и ее саму.

Сесил Битон добивался ее руки 20 лет. Он жил в Англии, но при первой же возможности мчался в Нью-Йорк. А если не мог – осыпал письмами, беспрестанно звонил. Гарбо иногда встречалась с ним. Иногда отвечала на письма. Чаще – избегала. И не говорила ни «да», ни «нет». До тех пор, пока разговоры о свадьбе двух старых людей по разные стороны океана не стали смешны. Битон умер в 1980 году. На стене его спальни висела, засушенная, та самая роза.

Снимаясь в немом кино, Гарбо достигла вершин популярности. Она была одной из немногих актрис, которые успешно переключились на звуковые фильмы. Однако руководство студии довольно долго задерживало этот переход, беспокоясь о том, будет ли положительной реакция зрителей, когда шведский Сфинкс заговорит. Её последним немым фильмом стала картина 1929 года «Поцелуй». Тревога руководства была напрасной. Её низкий хрипловатый голос с небольшим шведским акцентом в фильме Юджина О'Нила «Анна Кристи» (1930) – он вышел на экраны под слоганом «Гарбо говорит» – моментально завоевал любовь публики.

В 1931 году Гарбо снялась вместе со знаменитым Кларком Гейблом в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлет». Это был их единственный совместный фильм, и причиной тому была взаимная неприязнь актёров. Она считала игру Гейбла топорной, а Гейбл в ответ называл Гарбо снобом. Далее последовали работы в фильмах «Мата Хари», где актриса исполнила роль легендарной шпионки времён Первой мировой войны, и «Гранд-отель» – этот фильм в 1932 году был удостоен премии «Оскар». В 1933 году Грета Гарбо исполнила роль шведской королевы Христины в одноимённом фильме. В 1939 году Грета Гарбо сыграла русскую партийную работницу в фильме «Ниночка».

Близкие друзья всегда находили ее похожей на ребенка. Она была по-детски эгоистична и жестока, считая, что ее обязан любить весь мир. И ничего не отдавая взамен.

В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно и без всяких причин оставила кино. И не только кино – весь мир. Под вымышленным именем «мисс Гарриетт Браун» она укрылась в гостиничных апартаментах в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в призрак, легенду, миф.

Грета Гарбо умерла 15 апреля 1990 года в первый день Пасхи. Согласно христианскому канону, умерший в Пасху заслужил особую любовь Бога.

После смерти Гарбо состояние в 32 миллиона долларов отошло по завещанию к ее единственной племяннице. Актриса хотела быть похороненной в Стокгольме. Однако множество юридических сложностей привело к тому, что урна с ее прахом девять лет хранилась в погребальной конторе в Нью-Йорке. За эти годы шведская разведка рассекретила документы, из которых стало известно, что в годы войны Грета Гарбо выезжала в Европу с тайной миссией. И что во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созданию фашистами атомной бомбы.

1941 год. Почти вся Европа оккупирована фашистами. Британские физики узнали, что их немецкие коллеги не теряют времени даром и трудятся над созданием атомной бомбы. Главным объектом пристального внимания оказался работающий в оккупированной Дании Нильс Бор. За ним и его исследованиями охотились как немцы, так и датское подполье. Но если фашисты намеревались воспользоваться его разработками, то соотечественники хотели просто взорвать лабораторию вместе с ним.

Гарбо попросили привлечь к сотрудничеству с разведкой самых влиятельных шведов – членов королевской семьи, ученых, промышленников. Она блестяще справилась с заданием. При активном участии кинозвезды была разработана обширная агентурная сеть, благодаря которой удалось провести операцию по выводу из строя завода в Норвегии, производившего «тяжелую воду» – необходимый ингредиент для цепной реакции. Гарбо дружила с королем Швеции Густавом Пятым и с датским королем Христианом Десятым. Монархам и бывшей кинозвезде удалось спасти Нильса Бора от рук нацистов и подпольщиков и организовать бегство ученого из Дании в Швецию, а оттуда – в Шотландию.

Стандартный просмотрБыстрый просмотр